Поминальная записка как правильно написать

Как правильно писать поминальные записки в православный храм

Поминальная записка как правильно написать
    • Как правильно писать поминальные записки в православный храм
    • Как отпустить умершего человека
    • Как поминать усопших

    Православное богослужение являет собой соборную молитву человека ко Господу, Богородице, ангелам и святым. Священник, как предстоятель паствы, совершает церковную службу, во время которой произносятся определенные молитвенные прошения в память людей как живых, так и усопших. Такая практика именуется поминанием в храме.

    Святые отцы говорят, что нет молитвы за человека более сильной, чем та, которая возносится во время главного христианского богослужения - божественной литургии. Именно на службе, во время которой совершается удивительное чудо приложения хлеба и вина в истинные и реальные Тело и Кровь Господа Иисуса Христа, осуществляется поминовение людей. Это происходит во время так называемой литургии оглашенных на специальных сугубых ектениях. Эти молитвословия бывают как о здравии, так и об упокоении. Иногда церковный устав предусматривает опущение заупокойной ектении: это происходит на великие православные праздники. Поэтому в такие дни усопшие в храме не поминаются.

    Для того, чтобы заказать поминовение, необходимо внести имена людей, за которых нужно помолиться в специальные церковные записки. Последние бывают двух видов: о здравии и об упокоении. Следует знать несколько основных правил того, как правильно подавать записки в храм.

    Церковь совершает молитвенное поминовение в храме тех людей, которые приняли святое крещение, являясь тем самым членами Церкви Христовой. В православных храмах не принимаются для записок имена тех людей, которые не были крещены. Стоит записывать только тех, которые были просвещены великим таинством. За некрещенных можно помолиться в храме своми словами.

    В православной традиции принято записывать на поминания людей с теми именами, которые были наречены человеку при святом крещении. Однако случаются ситуации, когда имя крещенного не известно. Например, если необходимо заказать поминание усопшего крещенного человека, которого в миру звали Лера или же другим именем, не отображенном в святцах. В таком случае можно записать и мирское имя, ведь Господь знает того человека, о котором возносится молитва. Также в подобной ситуации можно посоветоваться со священником по поводу того, как поступить. Иногда крещенных Светлан или Инн записывают как Фотиния и Нина соответственно.

    Еще одним правилом подачи поминальных записок следует считать запись имени в родительном падеже. Так, в храме молятся о здравии "кого?": например, Димитрия или же об упокоении Татианы. Соответственно мужское имя Александр в записке должно быть записано как "Александра", а схожее женское имя - "Александры".

    Необходимо так же отметить, что верующему человеку полезно не просто заказать поминовение в храме, но и присутствовать на самой службе и вместе с Церковью молиться о своих ближних.

    Наилучшим временем для подачи записок в православном храме является период за полчаса (10-15 минут) до начала литургии.

    Можно заказать поминовение на определенный день и заранее, например, накануне литургии, или же заранее на следующую неделю.

    Следует также помнить, что нельзя подавать записки об упокоении живых людей из-за обиды и злобы. Это действие является грехом, которого следует остерегаться. Такой поступок оказывает негативное влияние на душу человека, ведь сам акт желания смерти своему ближнему является нарушением заповеди о любви, дарованной Господом Иисусом Христом.

    Некоторые правила оформления записок:

    Поминальные записки надо писать аккуратно, разборчиво. Вверху записки ставится крест и обозначается: «О здравии» или «О упокоении».

    Имена пишутся полные, в родительном падеже (о здравии и упокоении кого? — Тамары, Иоанна, Кирилла). Узнайте церковное написание имен (например, Иван — Иоанн, Юлия — Иулия). Правильное церковное написание имен можно найти в святцах, которые помещаются в церковных календарях.

    Количество имен не имеет значения, но очень длинные записки читать неудобно. Обычно пишут 10-15 имен. В поминальные записки вписывают только имена крещенных в Православной Церкви.

    Перед именами монашествующих и священнослужителей указывается их сан, полностью или в понятном сокращении (например, архиеп. Феодора, иеромон. Никодима, иерея Николая).

    Ребенок до 7 лет называется младенцем (млад. Марии); от 7 до 15 лет — отроком/отроковицей (отрок. Михаила). Другие дополнения к именам: воина, болящего, путешествующего, заключенного не следует включать в поминальные записки. «Болящий», «путешествующий» — указывается тогда, когда об этом человеке заказывается соответствующий молебен.

    В заупокойных записках добавляют: новопреставленный — усопший в течение 40 дней после кончины; приснопамятный (достойный всегдашнего воспоминания) — усопший, имеющий в этот день памятную дату. Добавления убиенный и т.п. не следует указывать в записках, они не имеют значения для души усопшего. Как поется в стихире при погребении: «царь и воин, богатый и убогий, в равнем достоинстве, кийждо бо от своих дел, или прославится, или постыдится».

    Какие можно подавать записки:

    На проскомидию. Проскомидия совершается перед литургией, и за каждое имя, указанное в записке, из просфор вынимаются частицы, которые впоследствии опускаются в Чашу с Кровью Христовой с молитвой о прощении грехов поминаемых.

    На литургию. Поминальные записки прочитываются во время литургии священно- и церковнослужителями перед Святым Престолом.

    На ектению. Имена поминаются на литургии на ектении во всеуслышание.

    На молебен. Молебен — это усердная молитва о живых в различных житейских нуждах. Молебны бывают общие ( каждый день по окончании литургии) и заказные (совершаются священником по просьбе молящихся).

    В поминальной записке указывается кому мы имеем усердие отслужить молебен. На молебнах обращаются ко Господу, ко Пресвятой Богородице, святым (например: молебен св. прмц. княгине Елисавете). Благодарственные молебны служатся Господу Иисусу Христу.

    На панихиду.

    Панихида — это заупокойная треба. Она совершается только по крещенным.

    Православная Церковь не возносит молитв об усопших, сознательно отвергших Бога, отпавших от Православия в расколы, ереси и секты, отлученных от Церкви, а также о самоубийцах.

    Поминальные записки (Дополнение)

    БРАТИЯ И СЕСТРЫ!

    Чтобы не спеша подготовить записки для поминания, вы можете скачать и распечатать бланки записок заранее (файлы DOC)

    О ЗДРАВИИ (2 док), О УПОКОЕНИИ (2 док.)

    Записка «О Здравии»

    Подается с просьбой совершить молитвы о физическом и душевном здоровье человека, о его благополучии. Сюда записывают всех живых крещенных людей, которым вы желаете здоровья, спасения и благоденствия.

    Записка «О Упокоении»

    Подается с просьбой совершить молитвы об упокоении душ усопших людей. Церковное поминовение облегчает душе проходить мытарства после отшествия из тела.

    - внесение имени живого человека в записку «об упокоении» никоим образом этому человеку не вредит.

    О ком можно подавать записки?

    - любой человек может быть упомянут в записке (не только родственник или знакомый), при условии, что Церковные правила позволяют подавать записку о нем.

    О ком нельзя подавать записки?

    Церковь не поминает следующих людей:

    - не крещенных в православной вере (атеистов, инославных, иноверцев);

    - усопших, причисленных к лику святых:

    • например: блаженная Матрона, блаженная Ксения.

    Причина проста: находясь у Престола Божия именно они молятся за нас;

    - убежденных атеистов и богоборцев, даже если они были крещены в Православие.

    Не следует подавать записки о них.

    Поминовение самоубийц в Храме возможно только при соблюдении следующих условий:

    - при наличии официального медицинского заключения, свидетельствующего о том, что человек наложил на себя руки в состоянии помешательства, в невменяемом состоянии;

    - и при наличии архиерейского благословения на их отпевание и церковное поминовение:

    • для его получения вам нужно обратиться к епископу вашей епархии. Только епархиальный архиерей может дать разрешение на отпевание самоубийц;

    - отпевание без такого благословения будет самочинным и непозволительным.

    Возможное поминовение самоубийц дома:

    - Оптинские старцы разрешали поминать самоубийц только по желанию близких родственников и только краткой молитвой, которая, примерно, должна иметь такой вид: «Господи, если можешь, помилуй раба Твоего (имя человека)».

    Что делать, если вы подали записку о человеке, которого, по Церковным правилам, нельзя поминать в Храме?

    - если это произошло, то необходимо сказать об этом священнику на исповеди.

    Заполнение записки – духовная составляющая этого процесса:

    - вписывая имена живых и усопших, поминайте их в процессе писания с искренним желанием им блага, от чистого сердца, стараясь припомнить того человека, чье имя вы вписываете — это уже

    молитва за него.

    Порядок написания имен в поминальных записках:

    - желательно – разборчивым почерком. Лучше всего – печатными буквами;

    - имя пишется полностью, в т.ч. и детские имена, без сокращения и уменьшительно-ласкательных форм;

    - имя поминаемого пишется в родительном падеже: о здравии, об упокоении «кого?»;

    - все имена должны быть даны в церковном написании, т.е. так, как это имя упомянуто в Святцах:

    • если имени человека, о котором подается записка, нет в святцах (не православное имя; имя, придуманное в советский период), то (лучше заранее дома), перед подачей записки, вам необходимо выяснить, был ли этот человек крещён в Православие и, какое имя ему было дано при крещении.

    Это имя и следует упоминатьв подаваемой вами записке;

    • если выяснить имя, данное при крещении, не представляется возможным, но вы точно знаете, что человек был крещен в Православие, то можно указать его не православное имя (светское) и рядом, в скобках, обозначить для священника информацию о том, что поминаемый человек был крещен — (крещ.);

    • если вы не знаете полного христианского имени человека и не уверены, был ли он крещен, воздержитесь вносить его имя в записку до выяснения фактов. Тем временем поминайте его в своих частных молитвах.

    - если вы хотите помянуть большее количество людей (более десяти), пожалуйста, по возможности, подавайте несколько записок. Не очень длинные записки священник имеет возможность прочитать внимательнее.

    Последовательность перечисления поминаемых людей в записке:

    - первыми вписываются имена священнослужителей с указанием их сана:

    • патриарха …., митрополита …., архиепископа …., епископа …., протопресвитера …., архимандрита …., протоиерея – игумена …., иеромонаха …., иерея …., архидиакона …., протодиакона …., иеродиакона …., диакона …., иподиакона …., монаха (монахини) …., послушника (послушницы) ….; чтеца ….;

    - далее следует имя вашего духовного отца — священника, который вас наставляет, заботится о спасении вашей души, молит о вас Господа;

    - затем перечисляются детские имена:

    • младенца (младеницы) …. – это ребенок до 7 лет;

    • отрока (отроковицы)…. – это ребенок от 7 до 14 лет;

    - теперь вписываются имена всех остальных взрослых мирян: сначала мужские имена, а затем женские:

    • имена членов вашей семьи, близких и родных;

    • имена ваших благодетелей;

    • если у вас таковые имеются, то далее пишете имена своих недоброжелателей, обидчиков, завистников и врагов;

    - по благочестивой традиции после списка имен обычно вписывают фразу «Всех православных христиан», которая говорит о том, что вы желаете-спасения всем без исключения, православным христианам, имена которых вы могли забыть, или не знать.

    В какой период службы лучше всего подавать записки?

    - чтобы священник успел вынуть частицы в поминовение здравствующих и усопших, записки следует подавать до начала Божественной Литургии (т.е. до 8.00 утра), а еще лучше и правильнее – накануне, с вечера (см. расписание).

    Дополнительная информация, которую не следует указывать в записках:

    • фамилии и отчества,

    • звания и титулы,

    • степени вашего родства;

    - не пишется «старица»/ «старец», а указывается конкретный титул поминаемого вами священнослужителя;

    - в качестве дополнения к имени вы можете написать (в понятном сокращении):

    • беременной (непраздной) – (непразд.).

    - в записках «Об упокоении» не пишут:

    • убиенный и т.п. – такие записи не имеют значения для души усопшего;

    Дополнительная информация, которую вы можете указать в записках:

    - в записках «Об упокоении» добавляют:

    • новопреставленный — усопший в течение 40 дней после кончины;

    • приснопамятный (достойный всегдашнего воспоминания) — усопший, имеющий в этот день памятную дату:

    — и день рождения усопшего.

    Сроки записок о поминовении в нашем Храме?

    В нашем Храме вы можете подать записку:

    - о единоразовом поминовении;

    - о поминовении на срок: месяц, полугодие, год.

    Можно ли подавать записки о здравии еще не родившегося ребенка?

    Нельзя. Не родившийся ребенок еще не принял Святого Крещения, а в записках пишут только имена крещеных православных христиан.

    Какова дальнейшая судьба записок, после прочтения их священником?

    Вечером все прочтенные за день записки сжигаются.

    Записки подаются для поминовения:

    - на проскомидии. Подается обычная записка:

    - на сугубой ектении. Подается заказная записка:

    — за путешествующих или тяжко болящих членов прихода,

    — когда хотят помолиться об успешном совершении благого дела.

    — только о новопреставленных и только на заупокойной литургии;

    — в воскресные дни, в праздники, предпразднества и попразднества в день памяти святого или праздник, когда служится полиелей или славословная служба, поминовение усопших «на сугубой»

    - на молебне. Подается заказная записка:

    - на сорокоусте. Подается заказная записка:

    - на панихиде. Подается заказная записка:

    Краткое описание поминовения на проскомидии:

    - Проскомидия — это часть Литургии, во время которой приготовляют хлеб и вино для Таинства Причащения;

    - поминовение по обычным запискам происходит в Алтаре, без чтения во всеуслышание;

    - сначала из пяти богослужебных просфор, после особых молитв, священником вынимаются частицы и укладываются в определенном порядке на дискос (круглое блюдо на подставке, символизирующее ясли, в которых родился Спаситель):

    • «Агничная» частица служит для Причащения;

    • «Богородичная», вынимается в честь Божией Матери и кладется по левую сторону от Агнца;

    • «Девятичинные» частицы, вынимаются в честь святых:

    — мучеников и преподобных,

    — и того святителя, имени которого совершается литургия.

    Они кладутся по правую сторону от Агнца, по три в ряд;

    • из 4-ой просфоры вынимают частицы о живых — о Патриархе, епископах, пресвитерах и диаконах;

    • из 5-ой просфоры вынимают частицы об усопших — Патриархах, создателях храмов, епископах, священниках.

    - затем в Алтаре читаются поминальные записки верующих и, после прочтения каждого имени, священнослужитель вынимает частицу из просфор (не богослужебных, а поданных верующими), говоря:

    »Помяни, Господи, (указывается написанное имя)«. Эти частицы также кладутся на дискос. Это – первое поминовение тех, чьи имена написаны в поданных записках;

    - частицы, лежащие в этом порядке на дискосе, символизируют всю Церковь Христову, собравшуюся около Агнца;

    - следует помнить, что частицы, вынутые во время прочтения поминальных записок, не служат для очищения грехов тех, кто эти записки подавал. Они, после окончания Таинства Причащения, будут

    внесены в потир (вместе с остальными частицами, вынутыми из 4-рех богослужебных просфор).

    Находясь возле Тела Господня («агничной» частицы), все они пропитаются Божественной кровью, исполнятся святыни и духовных дарований – ниспосылая их тому, о чьих именах возносились молитвы. Те верующие, имена которых написаны в записках, получат благодать, освящение и отпущение грехов от приносимой на Престоле очистительной жертвы.

    - во время поминовения живых и усопших именно в Церкви, на литургии, происходит очищение Кровью Христовой грехов, которые совершают и совершали поминаемые нами люди.

    Просфоры, подаваемые на проскомидию:

    - каждая просфора двусоставна, в знак двух природ Христа: божественной и человеческой; священник вынимает из одной просфоры частицы и за здравие, и за упокоение;

    - таким образом, вы вполне можете заказать только одну просфору;

    - мнение, что для проскомидии необходимо заказывать две просфоры:

    - здравии и об упокоении — это благочестивый обычай;

    - мнение, что чем больше закажешь просфор, тем лучше – ошибочное, т.к. количество заказанных просфор не влияет на качество поминовения.

    - ектенья не является сама по себе молитвой, это призыв к молящимся в храме помолиться о том или ином случае, деле, человеке;

    - заказывая поминовение «на сугубой», вы просите членов общины помолиться о том или ином человеке, находящемся в обстоянии;

    - на записке необходимо написать:

    • указать случай, по которому вы просите молитв общины:

    новопреставленного/ой ,тяжко болящего/ей, путешествующего/ей.

    Краткое описание поминовения на сугубой ектении:

    - имена из заказных записок произносятся на молении вскоре после чтения Евангелия;

    - начинается сугубая (усиленная) ектения:

    • общий призыв к Богу, троекратное «Господи, помилуй!» Диакон призывает: «Рцем (то есть да скажем, будем молиться, говорить) вей от всея души, и от всего помышления нашего рцем!»;

    • в двух прошениях верующие усиленно просят Господа услышать их молитву и помиловать их: «Господи, Вседержителю, Боже отец наших, молитися (то есть молится Тебе), услыши и помилуй. — Помилуй нас, Боже…»;

    • все находящиеся в храме просят о Патриархе, о епископе, о священнослужителях (притче церковном) и о всей «во Христе братии нашей», о властях и воинстве…;

    • Церковь молится о милости (чтобы Господь умилостивился над нами), о жизни, мире, здравии, спасении, посещении (то есть чтобы Господь посетил, не оставил своими милостями), прощении, оставлении грехов рабов Божиих братии святого храма сего;

    • в последнем прошении диакон призывает помолиться о плодоносящих и доброделающих (о благотворителях этого Храма), труждающихся (для храма), поющих и предстоящих людях, ожидающих от Бога великие и богатые милости;

    - во время ектений диакон произносит имена тех, кто указан в заказной записке, и призывает на них благословение Божие, а священник читает молитвы. Затем священник произносит молитву перед Престолом, громко называя имена из записок;

    - в определенные дни за сугубой ектенией следует особая ектения об умерших, в которой молятся за всех усопших, просят Господа простить им все прегрешения вольные и невольные, упокоить их в селениях праведных и, признавая, что нет человека, который бы не согрешил в своей жизни, умоляют Господа даровать усопшим Царствие Небесное, где все праведные обретают покой.

    - Молебен — это усердная молитва о живых в различных житейски нуждах.

    - Общественные молебны — совершаются в дни храмовых праздников, на Новый год, перед началом учения детей, при стихийных бедствиях, эпидемиях и т. д.

    - Частный молебен – совершается по просьбам и нуждам верующих, т.е. заказывается Вами. При этом не забудьте сказать в Церковной лавке, какой именно:

    • или водосвятный — совершается малое освящение воды, после чего она раздается верующим.

    - Молебны могут совершаться до или после Литургии, а также после утрени и вечерни (см. расписание).

    Заказная записка о здравии с Молебном:

    - в дополнение к изъятию частицы из просфоры диакон гласно читает имена поминаемых на ектений;

    - затем эти имена повторяет священник перед престолом;

    - после окончания литургии о них возносится молитва на молебне, особом Богослужение, при котором:

    • просят Господа, Богородицу, святых о ниспослании милости;

    • или благодарят Бога за уже полученные блага – благодарственный молебен;

    - Порой человек, заказывающий молебен, не дожидается его совершения и уходит из храма, оставляя только записку. Господь приемлет всякую жертву, но намного действеннее помолиться вместе со священником, нежели предоставлять тому умолять за нас Бога. .

    Особенности заполнения записки на Молебен:

    - сначала указываю, кому возносится молебен:

    • Спасителю (благодарственный, о болящих, о путешествующих и др.);

    • Божией Матери (разным Ее иконам);

    - затем пишется, о здравии он или об упокоении;

    - и теперь перечисляются имена тех, о ком будет возноситься молебное пение.

    - это заупокойная треба;

    - она совершается только по крещенным;

    - Православная Церковь не возносит молитв об усопших, сознательно отвергших Бога, отпавших от Православия в расколы, ереси и секты, отлученных от Церкви, а также о самоубийцах.

    Заказная записка об упокоении с Панихидой:

    - в дополнение к изъятию частицы из просфоры с называнием имен усопших:

    • диакон гласно произносит на ектений их имена,

    • затем имена повторяет перед Алтарем священнослужитель,

    • а затем усопшие поминаются на панихиде, которая происходит после окончания Литургии.

    Заказная записка на Сорокоуст:

    - Сорокоуст — это молебен, который совершается Церковью ежедневно в течение сорока дней с ежедневным изъятием частиц из просфоры;

    - подается об упокоении или о здравии (особенно тяжелобольных);

    - как правило, сорокоуст об упокоении заказывается в первые же дни по смерти христианина.

    Особенности Сорокоуста о Здравии:

    - в современной Православной Церкви в России укоренилась практика заказа сорокоуста о живых;

    - такой Сорокоуст не упоминается ни в церковном Уставе, ни в церковных Преданиях;

    - Православная Зарубежная Церковь в этом вопросе строго придерживается Церковного Устава, совершая сорокоусты только о новопреставленных.

    Это новая радиостанция, которая рассказывает современному жителю мегаполиса о вечных истинах Православной веры. Проект инициативной группы православных мирян, заручившихся благословением Русской Православной Церкви. Мы хотим, чтобы наше вещание становилось ближе к слушателю,

    При переводе средств на расчётный счёт фонда «Русская Берёза» через Сбербанк РФ комиссия не взимается

    Другие способы перевода пожертвований:

    Все права принадлежат Благотворительному фонду им. Ю.А. Гарнаева «Русская Береза».

    При использовании материалов с сайта обязательна установка активной гиперссылки на сайт фонда

    "Почти умершего милостынями и благотворениями:

    ибо милостыня служит к избавлению от вечных мук".

    Поминальная записка как правильно написать

    кафедральном соборе, г. Москва, была отслужена панихида

    по погибшему экипажу и жене Юрия Гарнаева -

    Панихида - это заупокойное богослужение, на котором молитвенно поминаются усопшие и в уповании на милосердие Божие испрашивается им прощение согрешений и блаженная вечная жизнь. Совершаются панихиды как до погребения усопшего, так и после - в 3-й, 9-й, 40-й день по смерти, в дни его рождения, тезоименитства, в годовщину смерти. Кроме панихид по отдельным усопшим Церковью совершаются еще т.н. вселенские или родительские панихиды. Они служатся в особые дни, называемые Родительскими субботами.

    Наши отношения с ближними не прекращаются после их смерти. Смерть прерывает только видимое общение с ними. Но в Царстве Христовом смерти нет, а то, что мы называем смертью, есть переход из временной жизни в вечную. Наши молитвы о усопших - это продолжение наших отношений с ближними. Мы, верующие в то, что наши усопшие не умерли, веруем и в то, что Премилосердный Господь по молитве нашей простит души, умершие хотя и во грехах, но с верой и надеждой на спасение.

    Сущность панихиды состоит в молитвенном поминовении усопших отцов и братии наших, которые хотя и скончались верными Христу, но не вполне отрешились от слабостей падшей человеческой природы и унесли с собою в гроб свои немощи и слабости. Совершая панихиду, святая Церковь сосредотачивает все наше внимание на том, как души усопших восходят от земли на Суд Божий, как со страхом и трепетом предстоят на этом Суде, исповедуя дела свои пред Господом сердцеведцем, не дерзая предвосхищать у всеправосудного Господа тайны Его Суда над душами наших усопших. Церковь возвещает основной закон этого Суда - Божественное милосердие и побуждает нас на молитву о них, давая полную свободу сердцу высказаться в молитвенных воздыханиях, излиться в слезах и прошениях.

    Песнопения панихиды не только приносят облегчение душе усопшего, они утешительны и для молящихся. Вот как описывает свои переживания святитель Игнатий (Брянчанинов): "Я внимал вдохновенным, Божественным песнопениям панихиды. Сперва объяло меня одно чувство печали; потом оно начало облегчаться постепенно. К окончанию панихиды тихое утешение заменило собой глубокую печаль: церковные молитвы растворили живое воспоминание о умерших духовным услаждением. Они возвещали воскресение, ожидающее умерших! Они возвещали жизнь их, привлекали к этой жизни блаженство".

    Обязательно надо поминать усопшего в день его смерти, рождения и именин.

    Образец написания записки на панихиду

    (Имена, за кого молиться в родит. падеже, например):

    Церковная записка — такая простая и… непонятная?

    Поминальная записка как правильно написать

    Сегодняшняя статья родилась из многочисленных вопросов знакомых новоначальных христиан, которым непонятно, зачем подаются церковные записки, как их правильно писать и в чём разница между заказной запиской, молебном и панихидой.

    Если вашу голову посещают схожие вопросы, эта статья для вас.

    Порой самыми сложными и непонятными в храме для нас оказываются самые простые вещи… Например, церковные записки. Для меня, как для человека проведшего в алтаре более 11 лет вопрос: «Чем отличается молебен от сорокоуста?» выглядел смешным. До тех пор, пока я не понял, что мои друзья и знакомые задают мне его слишком часто.

    Тогда я решил провести небольшой опрос, чтобы понять, что именно в отношении церковных записок непонятно моим приятелям и коллегам и оказалось, что им непонятно буквально всё!

    Одни недоумевали зачем пишутся записки, куда их потом уносят и что происходит далее с ними и с теми людьми, за кого они подавались.

    Другие сталкивались с проблемой заполнения записки: Можно ли вносить имена всех или только крещёных? Что делать, если не помнишь крещального имени человека? Как правильно распределять вписываемых по категориям: «беременная», «воин», «учащийся», «иеромонах», да и надо ли?

    Третьи пытались понять, в чём смысл разделения записок на заказные и простые, сорокоусты, молебны и панихиды?

    Наконец, четвёртых волновал денежный вопрос. Что будет, если записка стоит 10 рублей, а в кармане нашлось только 8? Откажутся принимать и молиться? Или почему в одном храме деньги берут за записку, а в другом за каждое имя? Если у меня много родственников я должен экономить на их поминовении и подавать записки не за всех? Постараюсь рассказать обо всём.

    1. Зачем пишутся записки и что с ними происходит потом?

    Сам Спаситель Христос сказал: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» ( Мф. 18:19-20 ).

    Эти слова Господа говорят о том, что хотя домашняя молитва имеет огромную важность, но соборная молитва в храме всё же ценнее и сильнее, так что весьма правильно как можно чаще посещать его самим и молитвенно поминать своих близких именно там.

    Когда записки написаны и отданы в церковную лавку, они ждут там прихода пономаря, который унесёт их в алтарь. Там они, если это так называемые «простые записки», будут поминаться дважды.

    Вначале священник молитвенно помянет каждого из ваших близких во время проскомидии — особого священнодействия, когда просфоры и вино специальным образом подготавливаются к принесению за всех верующих Бескровной жертвы, во время которой Святой Дух таинственным образом прелагает их в Тело и Кровь Христовы.

    На проскомидии священник особым ножом — «копием» вынет из малых просфор ровно такое количество частичек, сколько имён содержится в собранных к этой литургии записках, при этом помолившись за каждого из указанных людей. В больших соборах записок бывает очень много, поэтому поминовение на проскомидии может одновременно совершать несколько священников — каждый свою часть записок.

    Второй раз ваши близкие будут помянуты по завершении Таинства Причащения, когда священник внесёт в алтарь Святую Чашу.

    Тогда он прочтёт молитву: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде, Кровию Твоею Честною, молитвами святых» и ссыпет в Чашу все частицы, вынутые за помянутых в этот день людей. Через соприкосновение с Телом и Кровью Христовыми все поминаемые получат особую божественную помощь к своему телесному и духовному выздоровлению и исправлению жизни.

    Если же записки, которые вы будете подавать, будут «заказными», то за поминаемых вами дополнительно помолятся ещё три раза: диакон помянет их во время чтения им сугубой ектении, потом священник прочтёт молитву перед престолом, а потом, в зависимости от того «о здравии» эта записка или «об упокоении», её ещё раз с молитвой прочтут, соответственно, на молебне или на панихиде.

    2. Кого можно и кого нельзя вносить в записки, когда их лучше подавать и как правильно оформить?

    Подавать записки лучше всего на вечернем богослужении или в самом начале литургии, по крайней мере до чтения Евангелия, так как священник должен ещё успеть помянуть ваших близких, затем подготовить Святые Дары к переносу с жертвенника на престол и во время Великого входа переместить их туда, после чего частицы уже не вынимаются.

    Церковь во время богослужения поминает всех людей в общих молитвословиях («…О плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных и о спасении их Господу помолимся…» и т.д.), но поминовение священником в алтаре оставляет для верных чад Церкви — то есть людей крещёных. Также, если говорить об усопших, не поминаются люди, сознательно лишившие себя жизни. Обо всех остальных Церковь молится.

    Рекомендуется писать имена поминаемых в родительном падеже (о здравии/упокоении кого? — Николая, Елены, Павла. ) и полностью (Николая, а не «Коли», Петра, а не «Пети»). Также стоит стараться писать имена, принятые в церковной традиции (Елены, а не Алёны, Сергия, а не Сергея, Георгия, а не Жоры, Геры, Егора или Юрия). При этом указывается крещальное имя человека (у Владлена, Артура или Октябрины совершенно точно есть второе имя, данное при Крещении).

    Теперь о титулах. Если говорить о наиболее давней традиции, то никакие титулы, кроме священного сана в записках не указывались. Все имена писались друг под другом, в столбик, и только у духовных особ перед именем стоял какой-либо префикс: «митр.» — митрополита, «еп.» — епископа, «иером.» — иеромонаха, «диак.» — диакона, «мон.» — монаха.

    Несколько позже стали добавлять префиксы к именам людей, требующих особого молитвенного поминовения — «в.» перед именем воина в силу тяжести его служения, «мл.» — перед именем младенца из-за его нежного возраста и «бол.» — перед именем болящего, потому что в данный момент он борется с недугом.

    Сейчас же многие верующие пытаются как-то выделить практически каждого и священник вынужден тратить много времени на разбор разнообразных фантазий вроде «уч.», «плодон.», «бер.», «отр.» и прочих.

    Это не является особенно доброй традицией и подобным образом оформлять записки не стоит.

    Если вы всё же не помните или не знаете имени человека в крещении, но точно знаете, что крещён он был, пишите как есть — священник помянет его, а Господь итак точно знает, какое имя ему было дано. Но попытаться выяснить церковное имя близкого всё же постарайтесь!

    3. В чём смысл разделения записок и какие виды записок бывают?

    Записки прежде всего делятся на два вида — о живых и об усопших. На простые и заказные они делятся потому, что в храмах, особенно в больших соборах, записок может быть очень и очень много и поминать все их как заказные бывает очень долго, что затягивает богослужение и бывает физически тяжело для молящихся в храме верующих, которые всю службу проводят на ногах.

    Поминовения также делятся на богослужебные и внебогослужебные, одноразовые и многоразовые.

    На богослужении читаются только записки о здравии и об упокоении (простые и заказные) и храмовые помянники, куда вписаны родственники священников, церковнослужители, благотворители и т.п.

    После богослужения может дополнительно служиться молебен (с водосвятием или без оного, Господу, Богородице или святому, на ту или иную потребность) либо панихида. Молебен служится о живых, панихида — об усопших. На молебне читаются заказные записки о здравии и записки на молебен (с надписью «молебен»), на панихиде — заказные записки об упокоении и записки на панихиду (с надписью «панихида»).

    Также существуют и многоразовые поминовения, так называемые «сорокоусты». Они также бывают за живых или за усопших и поминаются в те же моменты богослужения и внебогослужебных молитв, что и заказные записки. Различаются сорокоусты только сроком поминовения — их можно подать на 40 дней (отсюда и название «сорокоуст»), на полгода или сразу на год.

    В некоторых храмах и, особенно, в монастырях можно заказать «вечное поминовение» или чтение «Неусыпаемой Псалтири». Как за живых, так и за усопших. Но поскольку такое встречается не везде, эти поминовения мы рассматривать не будем.

    Как и свеча, записка — это форма нашей жертвы Богу и нашего вклада в содержание храма. В древние времена люди приносили с собой всё нужное для богослужения — хлеб, ладан, воск, масло, вино, сами строили церковь в своём селе и отдавали на её содержание десятую часть доходов.

    Нынешнему менеджеру довольно трудно изготовить вино, а заводскому рабочему — насобирать воска из ульев… Поэтому мы приносим в храм деньги и поэтому в церковных лавках существует такая, на первый взгляд иезуитская формулировка, как «рекомендуемая форма пожертвования».

    Если вам не будет не хватать денег на крещение, или записку всё решается довольно просто — нужно всего лишь подойти к настоятелю храма, объяснить ситуацию и в абсолютном большинстве случаев он благословит вам подать столько, сколько можете и молитвенно помянет ваших родных так же, как и родных любого другого человека.

    Наконец, по поводу записок и имён. Таким методом, как правило, пытаются регулировать количество записок в храмах, в которых очень мало священников и очень много прихожан. В храмах где всё сбалансировано сумму пожертвования обычно считают по количеству записок. Там же, где священник перегружен, устанавливают норму в именах. Тогда человек решает, кто для него действительно важен, а за кого он может помолиться и дома, а священник получает некоторое облегчение при поминовении тысяч и тысяч имён. О нём нам, верующим, тоже неплохо заботиться!

    На этом ликбез, посвящённый церковным запискам считаю законченным. В случае, если вы считаете, что какой-либо важный вопрос обойдён вниманием и вы хотели бы разобрать и его, прошу писать в комментариях. В этом случае статья будет дополнена.

    Дорогие братья и сёстры, надеюсь с ответом на часть ваших вопросов храм стал для вас чуточку понятнее и дружелюбнее! Приходите почаще в храм, чтобы молиться Господу в обществе единодушных вам православных христиан. Помните, что не только вы сами нуждаетесь в диалоге со Христом, но вашей молитвы также ждут ваши живые и усопшие близкие.

    Источники:

    www.kakprosto.ru , hram-ermogena.ru , odighitria.ru , rusbereza.ru , pravoslavie.fm ,

    Следующие статьи:






    Комментариев пока нет!

    Поделитесь своим мнением

    Сумма цифр: код подтверждения


    Вас может заинтересовать

    Популярное