Как правильно написать сочинение в виде письма
Учебно-методический материал по русскому языку (8 класс) по теме:
Письмо. Сочинение эпистолярного жанра.
С развитием техники люди разучились писать письма. Легче всего позвонить или отправить смс. Задача учителей-словесников - познакомить учащихся с эпистолярным жанром, учить выражать свои мысли и чувства на бумаге. Это урок развития речи в 8 классе.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Здравствуй, неизвестный, но уважаемый солдат.
Ты, конечно, меня не знаешь, и поэтому я сначала представлюсь. Меня зовут Юлия, и учусь я в 8 классе.
Когда нам предложили написать «Письмо солдату», девчонки нашей школы отреагировали по-разному: кому-то лень, кому-то всё «параллельно», кому –то показалось это смешным. А мне захотелось поговорить с тем, кто расстался со своим домом, родными, любимой, потому что посчитал, что это необходимо для Родины. Пусть расставание ненадолго, но всё же. Другая жизнь, другие люди, другие взаимоотношения. Надеюсь, что там, где ты служишь, умеют ценить дружбу и взаимопомощь, уважают в человеке человека.
Извини, если я увлеклась рассуждениями о жизни. Просто хотелось, чтобы ты понял, что мне не нравятся те ребята, которые отсиживаются за мамиными и папиными спинами, считая себя «умнее» всех.
Немного о себе. Я живу в селе. Здесь много хороших и добрых людей,которые могут помочь в трудную минуту. Просыпаюсь утром, завтракаю и со спокойной душой иду в любимую школу. И так каждый день. Что бы ни случилось в моём селе: рождение или смерть человека, зной или мороз, ветер или тишина, - я знаю: эту жизнь охраняешь ты, солдат! И поэтому я спокойно иду в школу, учусь и живу.
Служба твоя, солдат, нелегка, но очень важна для всей страны. Ведь от того, как проходят твои военные будни, зависят спокойствие и мир над головами всех граждан Российской Федерации. Я знаю, что тебе тяжело, ты рискуешь своей жизнью, но помни: риск – благородное дело, значит ты, солдат, - благородный человек, чем можешь гордиться сам, и могут гордиться твои родные. Но ты не должен забывать: за тобой, сильным защитником, тысячи человеческих жизней…
Скоро твой праздник, мужественных и сильных людей!! И хочется пожелать добра тебе и твоим друзьям, здоровья и, конечно, огромной, безграничной любви, не подвластной ни времени, ни возрасту, ни расчёту.
Знай, что на карте нашей страны есть города и сёла, в которых живут девчонки, искренне уважающие Вас, солдаты Российской Армии.
До свидания. Всего Вам хорошего.
Здравствуй, незнакомый солдат!
Ты сейчас далеко от родных мест, и я не знаю, какой ты, как выглядишь. Тебе нелегко нести службу, но я думаю, что ты гордишься тем, что стоишь на страже мира и охраняешь покой своих родителей, братьев, сестёр. А может, ты ведёшь сейчас бой, рискуешь своей жизнью или спасаешь своего товарища?! Тебе очень трудно, но ты мужчина, и ты всё сможешь преодолеть. Я в это верю. Ведь для тебя примером были твой отец и твой дед, которые служили в армии и защищали страну от фашистов.
Тебе тяжело вдали от дома, родных, близких, друзей и прежней жизни. Но нужно пройти это испытание и проверить себя на прочность.
Поздравляю тебя с Днём защитника Отечества! Желаю крепкого здоровья, успехов в дальнейшей службе, а самое главное – живым и здоровым вернуться домой.
Я хочу побольше узнать о твоей службе и с нетерпением жду ответа.
Здравствуй, дорогой защитник Родины.
Это письмо адресуется тебе от девчонок твоей любимой, родной школы.
Как ты поживаешь? Как проходит твоя служба? Мы о тебе помним, и нам очень интересно узнать твои впечатления о службе. Защищать Родину – это долг чести. Ты не должен жалеть о том, где ты сейчас находишься: в наше время армия делает из юношей мужчин. Мы считаем, что год своей жизни каждый из парней должен отдать и посвятить защите Родины.
В нашем любимом селе всё по-старому: зимние морозы атакуют школьников. А какая погода там, где ты служишь?
В школе скоро состоится концерт в честь встречи выпускников, но, увы, в это год двери родной школы не встретят тебя на нём.
Твои друзья, одноклассники и родные помнят о тебе и гордятся тобой!! Любить солдата – это гордость, а ждать солдата – это честь. Ты помни об этом.
Традиционно в школе 23 февраля состоится смотр строя и песни. Конечно, наш строй не сравнится с реальностью, но школьники с радостью принимают в нём участие.
В честь праздника поздравляем тебя, Защитник, с твоим днём. Желаем тебе от всей души богатырского здоровья, мужской силы воли и армейского духа на всю твою будущую жизнь.
Пишут тебе девушки 8 «а» класса МБОУ СОШ с. Наровчат. Хотелось бы задать тебе несколько вопросов:
Как проходит твоя служба?
Сколько осталось дней до приказа?
Чему научила тебя армия?
Мы гордимся тем, что остались ещё такие смелые парни, которые с оружием в руках защищают свою Родину.
Твоя служба нелегка, но важна для всей нашей страны. Мы знаем, что тебе тяжело: ты далеко от дома, рискуешь своей жизнью, но ты, солдат, не должен забывать, что за тобой тысячи человеческих жизней.
Спешим поздравить тебя с праздником 23 февраля – с Днём Защитника Отечества:
Защитникам Родины – Слава!
Улыбки, почёт и цветы!
Гордится Россия по праву
Такими парнями, как ты!
Мы желаем тебе справиться со всеми трудностями, которые встретятся на твоём жизненном пути. Желаем крепкого здоровья, мирного неба над головой, счастья, удачи, сил, стойкости и выдержки! Скорее возвращайся домой! До свидания.
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. НАРОВЧАТ
урока развития речи в 8 классе
Письмо. Сочинение эпистолярного жанра.
Души частичку письма дарят нам…
Выполнила Иванова Надежда Александровна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ с.Наровчат
Письмо. Сочинение эпистолярного жанра.
Урок развития речи в 8 классе. Презентация.
Души частичку письма дарят нам…
Прошу тебя, пиши мне письма!
В наш громкий век им нет цены…
Цель : познакомить учащихся с особенностями эпистолярного жанра.
Задачи : 1) Вспомнить, что такое письмо, определить его жанры, композицию и правила написания.
2) Развивать умение правильного обращения в письме, умения выразить свои чувства и мысли на бумаге. Учиться подбирать и выстраивать содержание письма в соответствии с его жанром.
3) Воспитывать чувство такта, уважения по отношению к адресату.
Вступительное слово учителя:
- Ребята, в рамках знакомства с разными стилями и жанрами сегодня мы познакомимся с эпистолярным жанром. Что это такое, мы узнаем чуть позже, а сейчас я бы хотела загадать вам загадки.
- Итак, вы поняли, что речь на сегодняшнем уроке пойдёт о письме. Назовите мне составные части письма (обращение, основная часть, подпись).
- Что такое эпистолярный жанр?
Словарная работа. Словарь иностранных слов. Слайд 6.
Эпистола,-ы,ж.( греч. посылаю,отправляю).Письмо, послание
В ваших глазах я вижу недоумение: зачем нам знакомиться с эпистолярным жанром, ведь в век электронной почты и мобильной связи этот жанр становится неактуальным. С этим трудно спорить. Но обратите внимание на эпиграф к уроку.
Скажите, чего не хватает коротким электронным сообщениям или мобильным звонкам? (Им не хватает теплоты, душевности, ведь когда читаешь письмо, словно разговариваешь с близким тебе человеком).
Надеюсь, теперь вы без труда ответите, в чем смысл эпиграфа?
С развитием техники люди разучились писать письма. Конечно, легче позвонить или отправить SMS или факс. Скажите, а что такое “письмо”? Давайте посмотрим словарь Ожегова и зачитаем:
- Написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь, кому-нибудь.
- Умение писать.
- Система графических знаков для передачи, запечатления речи.
Учитель. Общение людей через письма зависит от многих условий и одно из важнейших – это служба доставки писем, т.е. почта. Сейчас мы живём в эпоху электронного письма – нажал кнопку и послание уже у тебя. А как раньше доставлялись письма? Давайте мы с вами совершим путешествие в глубь веков, а поможет нам экскурсовод.
Ученик - экскурсовод 1. С каменного века начинается история обмена известиями. Тогда информация передавалась дымом костров, ударами в сигнальный барабан, звуками труб. Позже стали посылать гонцов с устными сообщениями. Такой вестник заучивал “письмо” со слов отправителя, а затем пересказывал его адресату. Память об этом сохранилась в нашем языке: мы чаще говорим “в письме сказано”, чем “в письме написано”.
В последней четверти IX века, почти в самом начале существования Киевской Руси, закладываются основы русской почты – одной из старейших в Европе.
С XVII века в России начинает создаваться институт военных почтальонов. С 1773 года русская служба связи начинает повсеместно принимать для пересылки векселя и деньги. В то же время зарождаются новые термины: эстафета, постпакет, куверт (конверт), почтовый колокольчик, тройка.
Ученик – экскурсовод 2 . 1782 год. Все средства доставки корреспонденции сливаются в единую организацию, управляемую Главным почтовых дел правлением. Потребовалось почти 900 лет со времени первого упоминания о посылке вестника на Руси, чтобы почта по своей форме и организации приблизилась к той, которой мы пользуемся сейчас.
За годы Первой мировой, а затем Гражданской войны 1918 – 1922 годов, почтовое хозяйство пришло в упадок. С окончанием в 1920 году Гражданской войны почтовые маршруты были восстановлены, возобновился международный почтовый обмен со странами, входившими во Всемирный почтовый союз.
Начавшаяся в июне 1941 года война с Германией поставила перед почтовой связью новую задачу: организовать бесперебойную доставку почтовых отправлений между фронтом и тылом. Слайд 7.
Учитель. Я хочу показать вам письма, пришедшие с фронта и хранящиеся в краеведческом музее. Слайды 8-9.
Учитель. Ежемесячно в действующую армию из тыла доставлялось до 70 миллионов писем и более 30 миллионов газет.
В повести “Старые письма” автор рассказывает о старой одинокой женщине, прикованной к инвалидному креслу. Прошло много лет после войны, но единственной её отрадой было чтение писем мужа, погибшего на фронте. И здесь звучит замечательная фраза: “Что бы мне осталось от мужа, если бы в окопах стояли телефоны?”
Ребята, как вы понимаете смысл этой фразы?
Ученик читает наизусть стихотворение Константина Ваншенкина «Эти письма».
Эти письма, что в ливень и вьюгу, Перед самой войной и в войну, Вы, страдая, писали друг другу,- Нынче сложены в папку одну.
- Помнишь наши прощанья. – Еще бы! Мы с тобою и пишем о том… - А раздельные годы учебы. – А иные разлуки потом.
В голосящей безмерной метели, В грозном времени, ныне былом, - Эти встречные письма летели, Задевая друг друга крылом.
Эти письма пронзали до дрожи, И по жгучей причине такой Даже почерки стали похожи,- Будто писаны той же рукой.
Средь иного, что есть на примете, Средь бумаг, накопившихся тут, Сохраните свидетельства эти, Не сочтите, потомки, за труд.
Ученик-экскурсовод. К 1950 году почтовое хозяйство, разрушенное войной, было восстановлено. Почта, телеграф, телефон объединились в одно предприятие. Была создана огромная сеть почтовых ящиков, которые устанавливались не только в городах, но и в сельских населённых пунктах.
Учитывая роль российской почты в историческом развитии государства в 1994 году экс-президент России Б.Н. Ельцин учредил профессиональный праздник почтовых работников “День российской почты”, который ежегодно отмечают во второе воскресенье июля. Другим президентским указом в 1997 году были восстановлены геральдические традиции российской почты – эмблема и флаг.
Учитель : Спасибо нашим экскурсоводам, благодаря ним мы очень много узнали об истории развития почты в России. А теперь перейдем к следующей части нашего урока. Подумайте, какие бывают письма?
Личное: письмо-рассказ, письмо-поздравление, письмо-просьба, благодарственное письмо.
- Итак, письма бывают разные. К одному стилю речи они относятся или нет?
Ещё А.С.Пушкин писал: “Писать единственно языком разговорным – значит не знать языка”. В письмах мы найдём и штампы официальной речи, и элементы публицистической речи, и образные выражения речи художественной.
- Если говорить о компонентах письма, то необходимо отметить POST SKRIPTUM (P.S.) – “после написанного” - приписка в письме после подписи.
- Почему так интересно читать переписку известных людей? Потому что она много говорит об авторе: его характер, уровень образованности, пристрастия и привычки можно узнать из писем. Прочитаем фрагмент письма А.Н.Вертинского, артиста эстрады, автора музыки и текстов ряда песен, к жене и постараемся рассказать об авторе.
Доехал я хорошо… В Минск приехал вчера в 6.13вечера, в вагоне мы нашли минскую газету и прочли в ней, что в Опере у них танцует Уланова. “Лебединое озеро”. Я никогда её не видел и решил превозмочь свою лень и пойти. И… я был потрясён! Это какое-то чудо! Ни в России, ни за границей – никогда я не видел такой танцовщицы. Сравнить её не с кем… Как она танцует! Её тело поёт как соловей – каждый жест, каждое движение, каждый мускул. Это точно дух Божий.
Со сцены она красива, молода и воздушна. В антракте мы пошли к ней за кулисы. Я сидел в первом ряду – она мне кланялась отдельно, знала, что я в театре. Мы вошли к ней в уборную. Перед нами стояла небольшая, очень худая женщина – вся в мелких капельках пота, с дрожащими руками и, о ужас, с немолодым уже лицом и тяжело дышала. Я чуть не расплакался. Мне стало жаль и её, и себя, и это бессилие нашего проклятого искусства! Жечь себя дотла, сгорать на медленном огне на глазах у всех!
…Я выскочил из уборной, как сумасшедший. Я даже не помню, что она говорила… Со спектакля я вернулся больным. С этой минуты я всё думаю о том, как серьёзно надо подумать, прежде чем отдавать наших девочек в балетную школу…
…Потом напишу ещё. Целуй девочек.
31 мая 1952 г. Минск. Саша.”
- Каким вы представляете автора письма?
(Человек искусства, известный в своей среде, понимающий, что путь к славе лежит через огромный труд, эмоциональный, впечатлительный, любящий свою семью и т.д.)
Летят письма из одного конца земного шара в другой: письма от знакомых, друзей и родных с постоянного места жительства, с воинской части, с курорта и санатория… Да мало ли откуда можно написать письмо?
А теперь устная работа с текстом. Зачитывается письмо Ваньки Жукова (хорошо читающим учеником). Слайд 12.
«Милый дедушка, Константин Макарыч!
Пишу тебе письмо. Поздравляю вас с рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался.
А Москва город большой. Дома всё господские и лошадей много, а овец нету и собаки не злые. Со звездой тут ребята не ходят и на клирос петь никого не пущают, а раз я видал в одной лавке на окне крючки продаются прямо с леской и на всякую рыбу, очень стоющие, даже такой есть один крючок, что пудового сома удержит. И видал которые лавки, где ружья всякие на манер бариновых, так что небось рублей сто кажное… А в мясных лавках и тетерева, и рябцы, и зайцы, а в котором месте их стреляют сидельцы не сказывают.
Милый дедушка, а когда у господ будет ёлка с гостинцами, возьми мне золочёный орех и в зелёный сундучок спрячь. Попроси у барыни Ольги Игнатьевны, скажи, для Ваньки.
Приезжай, милый дедушка, Христом богом тебя молю, возьми меня отседа. Пожалей ты меня, сироту несчастную, а то меня все колотят и кушать страсть хочется, а скука такая, что и сказать нельзя, всё плачу.
Ванька свернул вчетверо исписанный лист и вложил его в конверт, купленный накануне за копейку…Подумав немного, он умакнул перо и написал адрес:
На деревню дедушке.
Потом почесался, подумал и прибавил: «Константину Макарычу»
Учитель: Ребята, обратите внимание на то, как Ванька подписывает письмо. Как вы думаете, получит ли его дедушка? Почему? (отвечают)
Учитель: Правильно, не получит, потому что деревень в России много, а фамилия адресата не указана.
Учитель: А кто такой “адресат”?
Словарная работа. Учащиеся находят в словаре Ожегова лексическое значение слова “адресат”, записывают в тетради . Слайд 13.
- Адресат – тот, кому адресовано письмо.
- Адресант – тот, кто пишет письмо.
Учитель : Подумаем, для чего мы пишем письма (какие коммуникативные задачи ставим перед собой и стремимся решить при общении с другими людьми?) Записать в тетрадь:
- Сообщить, оповестить;
- Поздравить;
- Извиниться;
- Поделиться чувствами, впечатлениями;
- Поблагодарить и т. д.
Алгоритм написания письма: Слайд 14.
- Приветствие или обращение – имя того, кому предназначено письмо (здравствуйте…).
- Вступление – вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес, пожелания.
- Основная часть – изложение информации, интересующей адресата.
- Заключение – выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания.
- Подпись. Дата.
- А теперь достаньте конверты, мы попробуем их правильно заполнить
Правила заполнения конверта . В левом верхнем углу заполняется строка от кого это письмо, ниже указывается адрес отправителя и индекс почтового отделения. А вы знаете индекс нашего почтового отделения? Это своего рода цифровой код, которому соответствует определенный населенный пункт.
В правом нижнем углу вы должны написать, кому адресуете письмо, а ниже куда, в какой населенный пункт, указав при этом его индекс. В каждом почтовом отделении есть справочник, где можно уточнить индекс каждого населенного пункта России. Если вы правильно всё заполните, то ваше письмо обязательно дойдет до адресата.
Теперь, когда вы знаете, какие бывают письма, каким стилем их надо писать, вы сами попробуете написать письмо.
Прочитайте один из советов академика Д. С. Лихачёва: Слайд 17.
«Прежде всего одно общее замечание. Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить. Чтобы научиться писать, надо писать! Нельзя обставить себя хорошими рекомендациями, как писать, и сразу начать писать правильно и хорошо: ничего не выйдет. Поэтому пишите письма друзьям, ведите дневник, пишите воспоминания (их можно и нужно писать как можно раньше — не худо ещё в юные годы — о своём детстве, например)».
Ребята, скоро праздник – День Защитника Отечества. Многие учащиеся нашей школы служат в армии, стоят на страже нашей Родины. Я думаю, им будет очень приятно получить письмо – весточку с их малой родины.
Заключительная часть урока (рефлексия). Слайд 20. Прослушивание песни «Напиши мне письмо».
Учитель : Сегодня на уроке вы многое узнали об истории письма, познакомились с правилами заполнения конверта. Вот и подошел к концу наш урок. Письмо, как мы поняли, - это попытка рассказать людям о себе и понять самого себя. Это труд души, обращённый к другому человеку. Пишите письма, адресаты ждут ваших писем.
Как правильно написать сочинение в виде письма
Однако, у учащихся часто возникает вопрос: как писать сочинение-рассуждение? Первое, что вы должны знать: чего от вас ждет учитель.
Когда вам задают сочинение-рассуждение по литературному произведению, то, в первую очередь, хотят проверить следующие умения:
- умение воспринимать информацию, данную в тексте,
- умение анализировать точку зрения автора,
- умение анализировать форму текста и форму подачи информации,
- умение выразить свою точку зрения на предложенную проблему, независимо от того, совпадает ли она с авторской,
- умение использовать богатство лексики русского языка для выражения своих мыслей,
- умение грамотно оформить свою точку зрения на письме в соответствии с синтаксическими и орфографическими нормами.
Таким образом, для того, чтобы написать сочинение-рассуждение, вы, как минимум должны владеть нужной информацией (прочитать литературное произведение, либо несколько статей по предложенной теме), а также составить свое собственное мнение об этой информации. Здесь начинается основной этап – оформить свое мнение на бумаге в виде сочинения-рассуждения. Иными словами, вам предстоит грамотно аргументировать собственную точку зрения на предложенную тему.
Не забывайте, что ваша точка зрения многое говорит о вас, как о личности, постарайтесь отстаивать лишь те позиции, которые можно обосновать. Вы думаете, что только вы не согласны с автором и большинством? Вы думаете, что быть оригинальным – половина успеха? Возможно, но только в том случае, если у вас есть, что сказать в защиту своего мнения, и эти факты не взяты с потолка.
Структура сочинения-рассуждения.
Сочинение рассуждение имеет свою четкую структуру, поэтому, если Вы хотите добиться успеха, необходимо ее придерживаться. Мы привыкли, что сочинение-рассуждение строится по следующей схеме:
- Тезис (точка зрения);
- Аргументы (доказательства точки зрения);
- Собственный вывод.
Так-то оно так, но этого совершенно недостаточно, чтобы, скажем, успешно написать сочинение-рассуждение на OГЭ или ЕГЭ или получить отличную оценку в старших классах. Подобная схема работает в начальной школе, или, быть может, класса до седьмого, а дальше – больше…
Перед написанием обязательно ответьте для себя на такие вопросы:
- Какова тема предложенного текста (о чем текст)?
- Какова проблема данного текста (какой основной вопрос поднимает текст)?
- Какова позиция автора по этому вопросу?
- Как он доказывает свою позиции?
- В чем замысел и как он реализован?
- Какова моя точка зрения на проблему?
- Как я могу доказать свою точку зрения?
Теперь вы готовы строить сочинение-рассуждение. Оно имеет следующую композицию.
ВСТУПЛЕНИЕ (обозначение темы / ее актуальность)
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (анализ исходного текста либо информации по теме)
А) описание проблемы
Б) ваш комментарий по данной проблеме
В) описание позиции автора
Г) авторская аргументация, но вашими словами
Д) описание вашей позиции
Е) аргументы поддерживающие вашу позицию с опорой на жизненный или читательский опыт
ЗАКЛЮЧЕНИЕ (выводы по проблеме, опираясь на позицию автора и собственные аргументы)
Обычно ВСТУПЛЕНИЕ и ЗАКЛЮЧЕНИЕ по объему (вместе) равны трети основной части, если сочинение занимает 4 страницы, то ВСТУПЛЕНИЕ и ЗАКЛЮЧЕНИЕ будут по половине страницы.
Каждая из частей должна начинаться с красной строки. Аргументация должна быть четкой и логичной. Каждый аргумент также нужно начинать с красной строки.
Таким образом, при написании сочинения-рассуждения важно не только то, о чем вы пишите, но и то, как вы пишете.
Какие выражения использовать для сочинения-рассуждения?
Существует ряд выражений, которые помогут вам сделать сочинение связным и логичным, а также подчеркнут, что данное сочинение относится именно к типу сочинение-рассуждение.
Речевые клише для вступления:
- Наверное, каждый человек не раз задумывался о том, …
- Я не раз задумывался о том, …
- Главной проблемой современного общества является не экономическая, не экологическая и даже не политическая, а нравственная проблема …
Начать сочинение-рассуждение также можно с цитаты, если вы уверены, что сможете передать ее дословно, или с краткого сообщения об авторе, опять же, если вы уверены в точности фактического материала.
Речевые клише для начала основной части (указание темы / постановка проблемы):
- В статье (тексте, рассказе) автор касается вопроса
- В данной статье рассматривается …
- Автор поднимает вопрос…
- Автор выдвигает на всеобщее обозрение тему / проблему …
- Данная статья посвящена рассмотрению / решению вопроса…
- Автора волнует проблема…
- Автор заставляет нас задуматься о проблеме …
Речевые клише для аргументации авторской позиции:
- Автор раскрывает проблему на материале ….
- Автор заостряет внимание …
- В подтверждение своей точки зрения автор …
- Свое видение проблемы автор выражает при помощи …
- Автор подводит читателя к выводу ….
- Автор настаивает на…
Речевые клише для выражения собственной позиции…
- Я полностью разделяю позицию автора…
- Я не разделяю позицию автора….
- Мне близка авторская точка зрения…
- Мне понятна / не понятна авторская точка зрения…
- Трудно согласиться / не согласиться с автором ….
Речевые клише для введения аргументов:
- Во-первых,…во-вторых,…
- С одной стороны…, с другой стороны…
- Следующий / еще один пример…
- Приведем, например, такой факт…
- Насколько я знаю,…
- По данным специалистов….
- Как говорится в пословице…
Речевые клише для подведения итогов.
- Исходя из всего сказанного, можно сделать следующие выводы:…
- Исходя из приведенных аргументов…
- Таким образом …
- Следовательно …
Не стесняйтесь своих мыслей. Отстаивайте собственную точку зрения.
Будьте корректны и приводите только обоснованные доводы.
Мыслите творчески, ведь сочинение-рассуждение – это, в первую очередь, творческая работа.
Обязательно проверьте сочинение, проконтролируйте, насколько логически выверено вы построили свое творческое высказывание.
Как написать сочинение правильно и красиво?
Грамотно оформленное сочинение должно состоять из трех основных частей:В сочинении ставится задача раскрытия темы в соответствии с поставленными вопросами.
Пишем сочинение правильно:
Если нам требуется написать самое обыкновенное школьное сочинение, то рассмотрим его здесь же на наглядном примере.
Будем придерживаться трех (классических) основных частей: Вступление; содержание; заключение.
Вступительная часть знакомит читателя с темой сочинения и подводит к раскрытию основных аспектов работы. Можно описать название темы сочинения, раскрыть суть названия, задаться вопросом, ответ на который будет раскрыт в содержательной части и резюмирован в заключении.
Допустим, пишется сочинение на тему "Природа родного края". Опишите во вступлении, чем примечательна родная природа, и почему именно красота природы родного края послужила темой сочинения. Если сочинение на тему времен года, опишите, почему именно рассматриваемое время года послужило темой сочинения, чем затрагивает вас именно этот период, чем привлекает и, может быть, вызывает особую симпатию любимое время года.
Содержательная часть
Содержательная часть - самая главная, основная часть сочинения, в ней раскрывается тема, разъясняется суть сочинения. Покажите ваше видение природы, как видят природу другие авторы в художественной литературе. Избегайте простого изложения или пересказа, попробуйте осмысленно описать самые яркие впечатления, которые оставляет у вас природа.
Для большей наглядности, попробуйте мысленно совершить прогулку по любимым местам родного леса, заглянуть в любимые уголки родной природы, опишите то, что вы видите вокруг, то, как представляете себе природу и какое природа имеет значение для вас. Осмысление донесение темы сочинения до читателя станет главной задачей содержательной части работы.
Заключительная часть
В заключительной части подводятся итоги всей работы, делаются выводы из раскрытой темы сочинения; заключительная часть должна быть не большой, но основательной. В заключительном абзаце можно сгладить все недочеты в ходе работы над сочинением, если он будет ясным, по возможности, кратким и уверенно завершит сочинение, полностью ответив на все поставленные вопросы. Расставьте, как говорится, все точки над буквой "Ё"!
Как писать школьные сочинения:
- Как написать сочинение рассуждение? - Такая форма учебного сочинения, как правило, подразумевает написание сочинения на свободную, не обязательно по литературному произведению, тему в виде небольшого рассказа своими словами с рассуждением на заданную тему сочинения, например "Мое любимое время года", "Наша планета - Наш дом" и т.п.
Методика создания оригинального текста (сочинения)
Теория и практика развития креативной письменной речи
Пособие адресовано учащимся старших классов, абитуриентам, студентам-филологам, а также практикующим учителям-словесникам, и имеет целью развитие навыков создания оригинальных письменных текстов. Включает упражнения по развитию творческого мышления, примеры работ, иллюстрирующих суть заданий.
(Для перехода к фрагменту, кликните его заголовок)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Написание оригинального текста – труд нелегкий, как правило, сопровождающийся тревожными сомнениями: смогу ли я создать что-то интересное? с чего начать работу? о чем вообще писать? как завершить текст? Пишущий, естественно, хотел бы знать доступные и однозначные ответы на эти животрепещущие вопросы. Но однозначных ответов нет. Существуют лишь различные методики создания креативного письменного текста (сочинения), и каждый волен сам выбрать, какой путь ему больше всего подходит.
Данное пособие предлагает один из таких путей написания сочинения на основе анализа художественного произведения либо же на основе анализа личного жизненного опыта или собственных мыслей по какой-либо актуальной теме.
В первой главе представлены общие рекомендации по созданию оригинального текста: универсальные этапы и правила, структура текста и пр.
Вторая глава посвящена методике создания текстов основных творческих жанров: эссе, этюд, дневник, письмо, ассоциация (визуальная, аудиальная, кинестетическая). Описание каждого жанра снабжено краткими алгоритмами, определяющими порядок действия для достижения нужной цели. Приведены примеры текстов сочинений.
Отличительной особенностью приведенных ниже рекомендаций является их краткость и доступность. Пишущему не придется тратить много времени на изучение теории, при этом он легко может овладеть основами создания письменных текстов, раскрывая свои творческие способности, свою индивидуальность.
Общие рекомендации по созданию оригинального текста
1.1. Универсальные этапы и правила
Несмотря на то, что существуют различные пути написания сочинения, и работа над каждым жанром требует своего подхода, все же выделяются некоторые универсальные этапы и правила создания текста, знание которых существенно облегчает творческий процесс.
1. Формулировка / выбор темы;
2. Формулирование главной мысли/проблемы, которую будете доказывать/раскрывать в работе;
3. Обоснование актуальности главной мысли/проблемы;
4. Подбор аргументов, подтверждающих, иллюстрирующих главную мысль/проблему;
5. Определение собственной позиции;
6. Написание черновика по схеме (см. пункт 1.2.«Трехчастная структура текста»).
1.2. Трехчастная структура текста
Известно, что композиция некоторых жанров сочинения, особенно творческих, предполагает свободу (наличие внутренней логики изложения материала, ассоциативных связей между частями, неаргументированность выводов), однако при ближайшем рассмотрении в любом тексте можно выделить (где-то графически, где-то условно, но в любом случае по смыслу) три основные части: вступление, основную часть и заключение.
Рассмотрим варианты ВСТУПЛЕНИЙ на примере сочинения на тему «Что такое счастье?» (по произведению бразильского писателя и поэта П. Коэльо «Алхимик»).
изложения сведений, не имеющих прямого отношения к теме.
Здесь Ваша задача продемонстрировать умение логично, аргументировано излагать мысли. Для этого необходимо сделать следующее:
1. Сформулировать основную мысль / проблему, которую Вы взяли для рассмотрения.
2. Подобрать аргументы или фрагменты текста (если сочинение по художественному произведению), которые подтверждают, по вашему мнению, эту мысль / проблему.
В основной части Вы должны привести не менее двух аргументов (или доказательств) и подтвердить каждый аргумент минимум одним примером, взятым из текста или жизни.
Оформлять примеры из художественных текстов в сочинении можно следующими способами:
1) цитировать предложения (если они не очень длинные) или его часть, ставя на месте пропущенных слов многоточие;
2) пересказывать предложения/ фрагменты текста своими словами.
Для связи примеров и основного текста можно использовать следующие речевые клише:
• Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту:…
• Подтвердить данный аргумент можно таким примером:…
• Справедливость этого вывода можно доказать на примере…
• В подтверждение собственных выводов приведу пример и…
• Следующий отрывок … подтверждает мысль о том, что…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ должно быть:
коротким, но ёмким по содержанию,
логически связанным с предыдущим изложением,
не должно противоречить по смыслу рассуждениям из основной части.
В начале заключения можно использовать следующие вводные слова: итак, следовательно, значит, таким образом, мы пришли к выводу, подводя итог сказанному выше, делая выводы из вышеизложенных доказательств и т.д.
1.3. Комментирование позиции автора художественного произведения
Обычно в сочинениях, создаваемых на основе художественного произведения, отражается позиция автора на рассматриваемую проблему и выражается личное отношение к данной позиции. Мы предлагаем следующие виды комментирования позиции автора: одобрение, осуждение, нейтралитет.
Одобрение: Автор восхищается…; поражается…, удивляется…; словно приглашает вместе с ним полюбоваться/окунуться…; с интересом наблюдает за тем…; любуясь (чем-то), создает словесную картину.
Осуждение: Автор с болью в сердце пишет о том, что…; с горечью говорит о…; у автора вызывает негодование…; автор не может мириться с тем…; с горькой иронией пишет о том…; свое эмоциональное, взволнованное рассуждение автор заканчивает не менее тревожным выводом…
Нейтралитет: Автор размышляет о…; словно приглашает читателя к диалогу…; делится своими мыслями, наблюдениями…; ставит перед читателями важную, злободневную проблему…; пытается объяснить сложные философские понятия (сложные жизненные понятия) и т.п.
Алгоритмы создания текстов творческих жанров
Эссе (от латинского exaquim — взвешивание, английского essay и французского essai — очерк, статья, попытка, проба) — жанр, характеризующийся свободной трактовкой какой-либо проблемы; прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу и вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.
- В центре внимания эссе может лежать и жизненное явление, и анализ литературной, исторической, эстетической, философской или религиозной проблемы.
- Небольшой объем.
- Свободная композиция (наличие внутренней логики изложения, ассоциативных связей между частями, неаргументированность выводов).
- Отражение личных размышлений, впечатлений, ассоциаций.
- Эмоциональный синтаксис (обилие неполных предложений, многоточий, вопросительных и восклицательных конструкций).
- Афористичность и образность речи.
Этапы написания эссе:
- Обдумывание темы, формулирование главной мысли/проблемы.
- Обоснование актуальности проблемы.
- Размышление над проблемой: личные впечатления, ассоциации, оценки, цитаты, необычные факты, аргументы за и/или против.
- Подведение итога размышлениям: конкретный ответ на поставленный во введении вопрос, предложения, как решить проблему или оставление вопроса/проблемы открытыми.
Что значит любить себя?
Во все времена люди пытались ответить на вечные вопросы: в чем смысл жизни? Как обрести счастье? Что такое любовь. Среди них одним из существенных вопросов является следующий: что значит любить себя?
Часто можно услышать рассуждения подобного рода: любовь к себе – это проявление эгоизма. Не менее редким является утверждение, что любовь к себе – это главное условие любви к другим людям, т.е. не умеющий любить себя человек не сможет с любовью относиться к миру и другим людям. Кто-то понимает любовь к себе как возможность жить полной жизнью, пробовать все возможные удовольствия («ведь живем-то один раз!»), не задумываясь о последствиях. Для кого-то любить себя – значит заботиться о себе: о своем здоровье, внешности, интеллекте, душе – держать все это в гармоничном состоянии. Любой вид агрессии по отношению к себе в данном случае будет пониматься как проявление нелюбви к себе: физическое или моральное самобичевание, разрушение тела вредными привычками и пр.
На мой взгляд, любовь к себе не следует путать с эгоизмом. Эгоизм – слепое, совершенно не обоснованное поклонение себе самому, пустое самодовольство. Это путь разрушения, хотя временами он и будет казаться приятным. Любовь к себе – это созидательная дорога, это осознание себя и всех людей уникальными личностями, это большая работа над собой. Беречь себя от физического и психологического негатива, заниматься развитием своих способностей, учиться понимать себя, свои потребности, стремиться видеть только хорошее в людях и ситуациях…Любовь к себе подобна процессу ухода за растением – если мы поливаем его, удобряем землю, посылаем ему самые светлые мысли – он вырастет здоровым и сильным.
Как бы то ни было, любовь к себе всегда означает постановку себя в центр мира. Не случайно, мудрые говорят: «Твоя жизнь начинается с тебя самого». Но что человек будет делать в этом центре мира – созидать или разрушать себя – зависит только от него.
Этюд – небольшое по объему произведение, посвященное частному вопросу.
Сочинение-этюд – это НАБРОСОК, описание того, что Вы видите, рассуждение по увиденному.
- Описательность.
- Отсутствие сюжета.
- Небольшой объем.
- Обилие определений.
Этапы написания сочинения-этюда:
- Обдумывание темы.
- Описание увиденной картины (должно отражать личное отношение к увиденному).
Примеры сочинения-этюда:
Конец весны. Вечер. Набережная. Исеть. Такая спокойная, тихая, медленно и мягко несущая свои серебристые воды, утопающая в юной зелени берегов. Река моего родного города, загадочная и мудрая странница…
Вода не прозрачная, но все равно кажется чистой, полной неведомой силы. Вдалеке видна рыбацкая лодка. Легкие речные волны мерно покачивают ее, словно убаюкивая рыбака с удочкой. Нежный ветерок пробежал рябью по воде, закачалось отражение деревьев. Сонно пролетела чайка…
На небе ни облачка. Яркие краски вечерней зари вдруг опустились с небес на воду, и она стала огненно-рыжей, как будто бы наполнилась жаром солнца.
Еще немного, и солнце, коснувшись последними лучами речной глади, опустится за весенние заросли, вода в реке потемнеет и уснет. До утра.
Дневник – произведение, написанное от первого лица в форме ежедневных или периодических записей, современных описываемым событиям.
Дневник – это отражение результатов личного наблюдения за внешним миром и самонаблюдения (выражение чувств, эмоций, анализ собственных поступков и проч.).
- От лица пишущего (авторский личный дневник);
- От лица героя произведения.
- Датированность.
- Субъективность размышлений (четко выраженная личная позиция, оценочность суждений), эмоциональность.
- Свободное расположение материала.
- Фрагментарность (недосказанность мыслей, недописанность фраз, резкий переход от одной мысли к другой).
- Монологичность или внутренняя диалогичность.
- Особенности синтаксиса и пунктуации: наличие неполных предложений, использование многоточия.
Этапы создания сочинения в жанре дневниковых записей:
- Формулирование темы.
- Определение главной мысли/проблемы рассуждений.
- Определение, какие чувства, эмоции и мысли выльются на страницы дневника.
- Описание своей точки зрения на обозначенную проблему, свои мысли, чувства и эмоции по этому поводу.
- Разбивка на датированные фрагменты.
Здравствуй, дорогой дневник! Мне вдруг очень захотелось рассказать тебе о своем открытии. Вчера мне подарили чудесную книжицу- — томик сонетов У. Шекспира. Жду сегодняшнего вечера, чтобы после дневной суеты умиротворенно погрузиться в чтение произведений великого поэта.
Вчера весь вечер я не могла оторваться от чтения этих прелестных произведений. Дорогой дневник, это великолепно! Больше всего мне нравятся переводы С. Маршака.
Снова и снова перечитываю сонеты. Их объединяет образ лирического героя, который воспевает либо крепкую дружбу с прекрасным юношей, либо страстную любовь к смуглой леди. 126 сонетов (с 1 по 126) посвящены юноше, 26 – смуглой леди, а в двух последних сонетах говорится о всепобеждающей силе любви: «Любовь – над бурей поднятый маяк, не меркнущий во мраке и тумане…»
Более других мне пришлись по нраву сонеты, посвященные смуглой леди. Так оригинально автор представляет идеальный образ своей возлюбленной! Это совершенно обычная женщина, без особого блеска в глазах: «ее глаза на звезды не похожи», легкой походки, бледной кожи: «с дамасской розой, алой или белой, нельзя сравнить оттенок этих щек», без пышных нарядов, но она все равно прекрасна: «И все ж она уступит тем едва ли, Кого в сравненьях пышных оболгали», — сообщает 130 сонет.
Сегодня снова обратилась к сонетам о смуглой леди. Сначала мне было очень жаль лирического героя, который не получает ответа от возлюбленной и страдает от невозможности проявить свою любовь. Но сейчас я вдруг остро ощутила, что на самом деле герой счастлив, ибо он может чувствовать, может думать, может мечтать, а значит жить! Наполняться силой любви (пусть и односторонней), выражать свои эмоции в лирике, в таких мощных, красивых, бессмертных сонетах!
Сочинение-письмо – одно из самых интересных заданий на уроках русского языка и литературы. Эпистолярный жанр позволяет избавиться от строгих рамок и шаблонных фраз, а взамен дает возможность вдоволь пофантазировать, не уходя при этом от темы сочинения.
Специфика сочинения-письма:
- Важнейшая функция письма – коммуникативно-информационная.
- Письмо отражает внутренний мир пишущего.
- Письмо предполагает наличие получателя-адресата и отправителя-адресанта.
- В письме учитываются предполагаемые реакции адресата.
- Письмо к вымышленному лицу/ реально существующему лицу.
- Письмо к писателю (художнику, композитору, актеру и пр.).
- Письмо к герою произведения.
- Письмо героя.
- Письмо автора сочинения себе самому.
Этапы написания письма:
1. Приветствие адресата, осведомление о его жизни, делах.
2. Сообщение адресату о том, какая проблема вас сейчас волнует, какая мысль занимает и в связи с чем? (прочтение книги, просмотр фильма, прослушивание музыкального произведения и т.д.).
3. Обоснование в нескольких предложениях своего выбора собеседника. Расскажите ему, почему именно его мнение по теме вам интересно, по какой причине вы хотите поделиться переживаниями с этим конкретным персонажем.
4. Рассуждение по теме/проблеме: сначала назовите тезис, потом переходите к доказательствам высказывания, примерам, которые могут послужить иллюстрацией, и затем сделайте вывод или обозначьте сложность проблемы и необходимость ее решения.
5. Поскольку Вы пишете письмо, рассуждения можно прерывать вопросами к воображаемому собеседнику. Можно даже предположить, что он ответит, и согласиться или поспорить с его репликой.
6. В конце письма еще раз выразите свою заинтересованность в ответе адресата и попрощайтесь с ним.
7. Пожелания. Дата. Подпись.
Пример сочинения в жанре письма:
(по притче Ш. Сильверстайна «Щедрое дерево»)
Здравствуй, мой милый друг!
Сегодня 19 февраля 2013 года. Я сижу на последнем уроке, очень уставшая и голодная, но с радостью пишу тебе. На улице солнечно и тепло, уж по-весеннему упрямо светит лучистое солнышко. И все больше и больше хочется долгожданного, беззаботного лета.
Как ты живешь, мой друг? Что нового в твоей жизни? Расскажи мне!
Сегодня на уроке литературы мы изучали интересную притчу под названием «Щедрое дерево». Автором является американский композитор Шел Сильверстайн, музыкант и певец, поэт и иллюстратор, драматург и сценарист, в общем, очень разносторонняя личность.
Прочитав притчу, я ощутила, что слезы подступают к моим глазам… Одна яблоня крепко любила маленького мальчика, отдавала ему все, что могла, и он любил проводить с ней время: «Он играл в ее кроне, карабкался по ее веткам и спал в ее тени. И яблоня была счастлива». Взрослея мальчик все реже навещал свою верную подругу, и цели его посещения становились все более корыстными: сначала он забрал ее яблоки на продажу, затем ветви для строительства дома, затем спилил ствол для того, чтобы построить лодку и отправиться на поиски счастья.
Милый друг, мне так жаль стало яблоню…Знаю, ты скажешь, что она своей жизнью делала мальчика счастливым. Но ведь это не так, мой друг. Мальчик все время только брал у яблони ее плоды, помощь, поддержку, ничего не давая взамен, и ему все время было мало. Мальчик не ощущал себя счастливым и все искал и искал чего-то лучшего…И вернувшись к яблоне глубоким стариком он все равно не понял, что такое быть счастливым и даже не поблагодарил яблоню за ее дары и жертвы. А яблоня отдала ему последнее, что могла – возможность отдохнуть на пне, который остался от нее. «И яблоня была счастлива»
Милый друг, я поняла очень важную вещь: счастье – в бескорыстном отдавании своей любви, добра, нежности. Конечно, мы все рассчитываем на взаимность и ждем ответных чувств, но тем не менее, самый короткий путь к счастью – помогать другим, делать их жизнь более легкой и радостной. А самый верный путь к несчастливому существованию – стать потребителем.
Милый мой друг, как тебе притча? Предвкушаю твою реакцию – будешь возражать автору, оправдывать мальчика и журить яблоню. Но все же – с нетерпением жду ответа!
Пиши! Целую! Люблю! Скучаю!
Ассоциация ( лат. Associatio — соединение, взаимосвязь) — связь, возникающая в процессе мышления между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями — появление одного элемента вызывает образ другого, связанного с ним.
Специфика сочинения-ассоциации:
- Небольшой объем.
- Субъективность – описание личных впечатлений, переживаний.
- «Поток сознания» — цепочка ассоциаций-образов, сменяющих друг друга, связанных друг с другом субъективной логикой
- Фрагментарность.
Визуальная ассоциация
Этапы написания сочинения — визуальной ассоциации
- Наблюдайте предложенный материал в течение некоторого времени.
- Определите свою эмоциональную реакцию на увиденное.
- Определите центральный образ-ассоциацию, образ-переживание, который рождается при наблюдении художественного произведения. С чем у Вас связан этот образ? Какую картину рисует Ваше воображение?
- В любой удобной для Вас форме (письмо, дневник, этюд, эссе) опишите чувства, эмоции, мысли, связанные с этим образом (это может быть сюжетное повествование о чем-то/ ком-то конкретном либо просто абстрактное рассуждение о чем-либо).
Примеры визуальной ассоциации:
(по репродукции картины Анри Руссо «Буря в джунглях»)
Яркие, кричащие краски, молнии, рассекающие небо на части, струи ливня, обрушивающегося на землю, тигр, готовящийся к прыжку – умело переданная динамика грозовых джунглей знаменитым художником Анри Руссо натолкнули меня на интересные мысли…о последнем рывке перед достижением цели.
Нам свойственно ставить перед собой различные цели, у нас есть возможность их достигать. Иные цели достигаются нами без особого труда, иные – через «кровь и пот». То, что дается нам легко чаще не дарит длительной радости, а то, над чем мы трудимся, способно потом радовать нас очень долго. Но всегда ли мы находим в себе силы и желание преодолевать препятствия на пути к желанной цели?!
Мне иногда кажется, что остается всего лишь шаг до исполнения моей мечты, но вдруг происходит что-то неприятное, случаются различные события, которые отодвигают от меня то, к чему я так долго стремился. И я отступаю…
Этот тигр на картине Руссо находится в подобной ситуации – он хочет есть и устал, охота была долгой, и вот остался последний прыжок. И он сделает его. Я уверен, несмотря на то, что разразившаяся буря усугубила положение. Он прыгнет во что бы то ни стало.
Может, и нам так же следует поступать, когда сил уже нет, когда страшно и кажется, что осталось только опустить руки – надо собраться, быть может, обозлиться, и сделать последний шаг к своей цели, своей мечте…
Аудиальная ассоциация
Специфика текста — аудиальной ассоциации:
- Небольшой объем.
- Субъективность – описание личных впечатлений, переживаний.
- «Поток сознания» – цепочка ассоциаций-образов, сменяющих друг друга, связанных друг с другом субъективной логикой.
- Фрагментарность.
Виды текстов в жанре аудиальной ассоциации:
- Воспоминание.
- Мечты.
- «Здесь и сейчас» — описание того, что актуально для Вас в данный момент, рассуждение о насущной проблеме.
Этапы создания текста — аудиальной ассоциации:
- Несколько раз прослушайте музыкальное произведение.
- Определите эмоциональную реакцию на прослушиваемое (поднимает настроение, погружает в печальные размышления, воспоминания, радует и пр.
- Определите центральный образ-ассоциацию, который рождается при прослушивании произведения.
- В любой удобной для Вас форме (письмо, дневник, этюд, эссе) опишите чувства, эмоции, мысли, связанные с этим образом (это может быть сюжетное повествование о чем-то/ ком-то конкретном либо просто абстрактное рассуждение о чем-либо).
Примеры сочинений в жанре аудиальной ассоциации:
(на основе прослушивания композиции В.А. Моцарт «Ближе к мечте»)
Март. Первый день весны. Конец зиме! Тает снег. Бегут ручейки. Распускаются подснежники. Тепло…. Дни бегут. А вот и май!
Вдруг — небольшой раскат грома (скрипка!). Начинается дождь. Первый, теплый весенний дождь. Нет, это не хмурый пасмурный день. Солнце и дождь! Парень с девушкой, застигнутые грозой, бегут по мокрому асфальту. ОН снимает пиджак и пытается укрыть ЕЕ от пронзающих насквозь капель. ОНА убегает от него, смеясь, широко раскинув руки — словно птица раскрывает крылья – ловит каждую капельку дождя. А дождь все льет, подыгрывая ЕЙ. Но вот ОНА уже в объятьях своего любимого. ОН берет ЕЕ руку в свою, и ОНИ вместе, счастливые, ныряют под «грибок» детской песочницы. ОН крепко обнимает ЕЕ, чтобы ОНА не замерзла… Момент…Небо проясняется. Дождь плачет тише…Вот он совсем перестает.
Кинестетическая ассоциация
Кинестетическая ассоциация – ощущение себя в роли какого-то предмета/живого существа (автомобиля, ружья, куклы, ластика, карандаша, кота, собаки и пр.)
Этапы написания сочинения — кинестетической ассоциации:
- Выберите для себя предмет, в роли которого Вы будете выступать.
- Представьте себя в роли этого предмета/ живого существа.
- Опишите свой внешний вид.
- Опишите Ваши функции (в чем смысл Вашего существования?).
- Определите, насколько Вы важны в жизни человека.
- Опишите, какие ощущения Вы испытываете, когда предмет (Вы) функционирует.
- Расскажите, что Вы хотите сказать человеку от имени этого предмета (пожелания, предостережение, благодарность и др.).
Примеры сочинений в жанре кинестетической ассоциации:
Я уже старый и начинаю громко шуметь при пробуждении, а еще у меня ослаб иммунитет, и поэтому хозяйки регулярно делают мне примочки от вирусов. Но я все равно часто болею. Иногда даже падаю в обморок – отключаюсь полностью. Тогда у моих хозяек начинается настоящая паника – так они боятся меня потерять. Конечно, приятно. Но и страшно, в то же время! Вдруг им надоест со мной нянчиться…
Да-а-а. Я настолько стар, что уже разучился мыслить быстро, и когда я торможу, мама моих хозяек ругается на меня, называет «потёмой» и иногда даже бьет меня. Хотя мои хозяйки ей неоднократно говорили, что «одноклассники» уничтожат меня окончательно, она все равно продолжает меня терзать подглядыванием в чужую личную жизнь.
Я точно знаю, что играю важную роль в жизни своих хозяек. Я помогаю им в учебе — связываюсь с глобальным миром и отображаю полезную информацию, развлекаю забавными подвижными картинками. Но мне всегда хочется предупредить моих хозяек, что не стоит слишком долго сидеть за мной, потому что такой образ жизни отрицательно скажется на их осанке, зрении, да и информация, которая проходит через меня не всегда идет им на пользу.
Я счастлив, когда нужен своим хозяйкам, но ведь мне уже много лет (по компьютерным меркам). Больше всего я боюсь, что они окончательно разочаруются во мне, купят себе другой ноутбук, а меня отдадут…на растерзание своей маме… Тогда ни о какой спокойной старости речь не пойдет – умру быстро и помучаюсь перед смертью. И чтобы этого не случилось я принял решение работать во что бы то ни стало, до последнего вздоха — пока не сгорит моя материнская плата!
Привет, друзья! Я – ластик. Мне очень хочется поведать вам о том, какую важную функцию я выполняю в жизни человека. Но для начала просто немного расскажу о себе.
Моя главная задача в жизни – делать мир чище. Самозабвенно предаваясь стиранию (карандаша, ручки, отпечатков от грязных пальцев), я наполняюсь гордостью за то, что кроме меня некому взять на себя эту ответственность – подчищать несовершенства. И скажу без скромности — я отлично справляюсь со своей ролью.
Но, несмотря на то, что я работы не боюсь, и мне она даже приятна, я хотел бы попросить моего хозяина вот о чем – пожалуйста, будь аккуратнее, не спеши, когда записываешь что-то в тетрадь, прилежно выводи буквы и цифры, не бери тетради и книги испачканными руками – тогда всем от этого будут лучше: твоим тетрадям и учебникам, учителям и родителям.
Сведения об авторе пособия
Ланцевская Надежда Юрьевна – кандидат культурологии, доцент кафедры литературы и журналистики Шадринского государственного педагогического института.
Как правильно написать сочинение в виде письма
Курошина Л.Н., методист
образования УИПК ПРО
«Ценность детского сочинения определяется по тому, насколько в нём нашли отражение чувства, мысли ребёнка, свежесть восприятия им каких-либо явлений.
Творчество – самый мощный импульс развития ребёнка. Задача учителя – развивать творческие силы в своих воспитанниках, помогать им задумываться над вопросами, интересными для них и одновременно важными для становления их личности» [1] .
Творчество формирует в учащихся:
- потребность в самовыражении, в сопереживании;
- умение переносить и связывать знания из разных областей;
- способность и возможность размышлять над известными фактами и явлениями.
Таким образом, именно творческая работа создаёт условия для развития личности ученика, раскрытия всех его интеллектуальных и духовных возможностей.
Чем труднее тема, тем интереснее над ней работать. Задача автора данных рекомендаций – помочь учителям-словесникам в подготовке учеников к участию в Конкурсе на лучшую творческую работу в номинации «Литературная работа».
Основные умения, необходимые учащимся при написании сочинения:
- вдумываться в тему, осмысливать её границы, стремиться раскрыть тему сочинения;
- подчинять своё сочинение определённой идее;
- отбирать материал для сочинения;
- систематизировать материал, продумывать последовательность изложения, план;
- строить сочинение в определённой композиционной форме, то есть соблюдать пропорцию частей, чётко представлять особенности построения сочинений разных жанров;
- правильно, в соответствии с нормами литературного языка, речевой ситуацией и задачей высказывания, точно, ясно выражать свои мысли;
- редактировать свою работу, то есть исправлять, переделывать, улучшать написанное.
Традиционные жанры сочинений: описание, рассуждение, повествование.
Как известно, временные отношения и связи выражает повествование, определительные – описание, причинные – рассуждение.
«Повествовательными текстами называются такие, в которых излагается ряд последовательных событий. Порядок расположения материала при этом определяется хронологической последовательностью событий» [2] . Сообщение о сменяющихся действиях – «новое» в тексте, то есть главная информация, ради которой создаётся высказывание. «Данным» в повествовании является указание на лицо, совершающее действие, на время, место и т.д.
В повествовании часто используют слова и словосочетания, обозначающие время: сначала, затем, потом, после этого, немного погодя, позже, через некоторое время, позднее, дальше, тут (разг.), тогда, наконец и др.
Результат сочинения-повествования – рассказ (небольшое литературное произведение повествовательного типа, в котором речь идёт обычно об одном, но важном событии в жизни героя). Основа рассказа – случай, эпизод, происшествие, то есть какое-либо событие.
Завязка – это момент, с которого начинается событие и от которого зависит его развитие.
Кульминация – момент наивысшего напряжения в развитии события.
Развязка – результат развития события, его заключительный момент.
Рассказ может иметь также вступление (информация о том, где, когда и с кем произошло событие) и заключение (раздумья автора по поводу описанных событий, нравственные выводы).
Последовательность частей рассказа условна: действие может раскрываться в прямом порядке, а может и варьироваться в зависимости от замысла автора.
Повествование может вестись от первого или от третьего лица.
Основная часть речи, используемая в повествовании, – глагол, особенно форма прошедшего времени совершенного вида.
Существуют следующие виды рассказов:
• о случае из жизни автора;
• на основе услышанного;
• на основе фантастического вымысла;
• на основе данного сюжета;
• на основе сюжета картины;
• юмористические рассказы на основе услышанного, увиденного;
• киносценарий на основе рассказа;
• сказка на основе рассказа;
• рассказ от лица животного;
• по данному началу.
В основе такого сочинения — перечень признаков предмета, явления, лица, места и т.д., то есть объекта описания.
Пейзаж – это описание деревьев, травы, неба, реки; при описании портрета обращаемся к возрасту, осанке, росту, походке, выражению глаз, улыбке, манере говорить, жестикуляции, внутреннему состоянию человека; описание какой-либо машины требует сообщения о её назначении, принципе действия, производимых ею операциях, внешнем виде, о её частях, их назначении и взаимодействии.
Таким образом, цель описания заключается в том, чтобы читатель смог представить предмет описания в своём сознании, почувствовать авторское отношение к нему и сформировать своё.
Конкурсное сочинение может включать элементы научного и художественного описаний. В научном даётся перечень главных (существенных) признаков предмета, понятие о его свойствах, для этого характерны точность, логическая последовательность, отбор только самых необходимых фактов. В художественном описании преобладают субъективность, выражение авторского отношения к описываемому, образность. Основная цель художественного описания — дать яркое представление о предмете, вовсе не обязательно точное и полное.
Структура описания включает:
- общее представление о предмете («данное»);
- описание признаков описываемого, деталей, частей («новое»);
- отношение автора к описываемому.
Различают следующие виды сочинений-описаний:
- описание отдельных предметов;
- описание одежды, костюма;
- описание общего вида местности;
- описание состояния окружающей среды;
- описание картины чего-либо по воображению и памяти.
В описании чаще используются имена прилагательные, наречия, причастия, определительные местоимения и т.д.
Именно рассуждение в большей степени способствует развитию навыков самостоятельного и логического мышления; учит убеждать, доказывать, аргументировать, делать обоснованные выводы или, напротив, опровергать точку зрения, противоположную автору.
В основе рассуждения — проблема, сформулированная в виде тезиса, которую нужно разрешить.
Текст-рассуждение включает три части: тезис (то, что надо доказать), аргументы (доказательства) и вывод.
Основной и большей по объёму частью рассуждения является вторая — аргументирование. В качестве доказательств могут быть использованы:
- различные факты из жизни самого автора или близких и знакомых ему людей;
- факты, взятые из литературных (публицистических, художественных…) источников;
- ссылки на литературу (цитирование);
- логические умозаключения и т.д.
Выбор доказательств определяет тема рассуждения. Главным при этом является степень убедительности автора, развёрнутость аргументов, соответствие теме.
Существуют следующие виды сочинений-рассуждений :
• рассуждение-ответ на вопрос;
• рассуждение на дискуссионную тему;
• рассуждение на тему, требующую раскрытия понятия.
В подобных сочинениях используются выразительные средства, воздействующие на чувства читателя. Это побудительные, вопросительные и восклицательные предложения, риторические вопросы и восклицания, обращения, повторы, оценочные морфемы, фразеологизмы и т.д. Грамматическую связь между аргументами, а также между тезисом и аргументами осуществляют вводные слова: во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец, итак, следовательно, таким образом. В рассуждении часто представлены предложения с союзами: однако, хотя, несмотря на, потому что, так как и т.д.
При написании рассуждения следует использовать сложные по структуре предложения — с обособленными членами, вводными конструкциями, разными типами союзной и бессоюзной связи.
Надо отметить, что ученические сочинения могут включать в себя элементы и повествования, и описания, и рассуждения.
Наряду с традиционными жанрами необходимо уделить внимание и работе над сочинениями нетрадиционных жанров. Это сочинения в жанрах рекламы, дневниковых записей, эссе и письма.
Сочинение в жанре рекламы
Прежде всего необходимо выяснить значения слова «реклама»:
- информация о потребительских свойствах товаров и различных видах услуг с целью их реализации, создания спроса на них;
- распространение сведений о лице, организации, произведениях литературы и искусства и т.п. с целью создания им популярности;
- коммерческая информация, часть маркетинга, обеспечивающая продвижение товара на рынке.
Требования, которые предъявляются к созданию рекламы:
- необходимо основательно подумать над заголовком рекламы. Он должен сразу привлечь, «приковать» внимание читателя, вызвать у него живейший интерес. Заголовок, выражаясь языком маркетологов, — это один из «крючков», на который должен попасться всякий человек, взявший в руки данное печатное издание. Заголовок может быть «заумным», «кричащим», вопросительным, восклицательным, провокационным — главное, чтобы он не оставил равнодушным своей обыкновенностью и избитостью. Но нельзя, конечно, опускаться до уровня бульварной прессы или двусмысленности;
- нужно, чтобы всё важное, о чем вы хотите сказать читателю, как можно сильнее «врезалось» в его сознание, расположилось и в начале, и в конце рекламы.
- текст нельзя «перегружать» цифрами: это затрудняют восприятие;
- в сообщении не должно быть слишком много абзацев. Это рассеивает внимание, нарушает его целостность, уменьшает силу аргументов;
- если содержание требует определённого объёма (осмысленной подачи материала), то нужно ввести подзаголовки, они облегчат его ориентацию, сэкономят время;
- сообщение должно быть понятным всем и каждому, поэтому недопустимы термины, профессиональный жаргон и арго. Некоторые термины не свидетельствуют о компетентности и полном овладении специальностью, скорее, говорят о неуважении к читателю и стремлении обособиться от него;
- м атериал найдёт у читателей большой отклик, если в нём есть индивидуальная характеристика того, что рекламируется;
Сочинение-реклама — для учащихся новый жанр. Главное — донести до сознания школьников основную цель рекламы — создание спроса, популярности того, что рекламируется. Обратить внимание на текст рекламы, лексику, синтаксис, так как высказывание в этом жанре отличается от других тем, что оно обращено к определенному кругу лиц, поэтому в данном тексте должны быть названы те люди, кому предназначена вещь или предмет. Е сли содержание текста носит рекомендательный характер, то глаголы в таком высказывании употребляются в формах 2-го лица множественного числа или 1-го лица единственного числа. Синтаксис характеризуется короткими, но ёмкими фразами.
Памятка составляющему рекламу
1. Хорошо изучи предмет, выбранный для рекламы.
2. Прочитай дополнительную литературу по данной теме.
3. Подумай над тем, к каким достоинствам рекламируемого объекта ты желаешь привлечь внимание читателя, какие аргументы приведёшь в доказательство.
4. Основательно подумай над заголовком. Он должен быть броским, интригующим, вызывающим интерес.
5. Начать рекламу ты можешь с цитаты, краткого описания предмета и т. д.
6. Все самое важное, о чём хочешь сказать читателю, должно быть в начале и в конце рекламы.
7. Помни: в небольших рекламах должно быть не более трёх абзацев. Если же содержание требует большего объёма, введи подзаголовки.
8. Работая над рекламой, стремись к точности, эмоциональности, образности языка. Избегай перенасыщения терминами.
9. Можно давать не только свою оценку той или иной проблеме, но и приводить мнения известных людей.
10. Мы знаем, что в конце любого сочинения должен подводиться итог, содержаться вывод. Заключение сочинения в жанре рекламы должно быть интересным и запоминающимся, а самое главное — оно должно быть кратким и выразительным.
Сочинение в жанре дневниковых записей
Поскольку дневники как жанр — новый, незнакомый учащимся вид письменной работы, считаем целесообразным познакомить школьников со значениями этого слова:
1. Дневник — это буквальный перевод с французского «подённый журнал, ежедневник», то есть записи, ведущиеся изо дня в день.
2. Дневник — литературно-бытовой жанр, форма повествования, которая ведётся от 1-го лица в виде повседневных или периодических записей о событиях текущей жизни (личной, общественной, литературной).
Дневниковая запись делается после событий, которые произошли, реже — перед событиями, которые произойдут.
Дневники более субъективны и вместе с тем более непосредственны, искренни, чем другие виды мемуарных источников.
Школьники часто ведут дневники и записывают в них те или иные текущие события своей жизни. Человек хочет выразить только что случившееся и перечувствованное. Желание поделиться сомнениями, радостью, болью воплощается в дневнике.
Дневниковая запись является текстом, поэтому предложения должны быть связаны по смыслу и грамматически.
Дневниковая запись представляет системный тип речи: повествование с элементами рассуждения, рассуждение с элементами описания, а также свободную форму записи:
а) исповедь — самооценка своей деятельности;
б) анализ событий дня;
в) портретная зарисовка;
г) эмоциональное самовыражение;
е) размышление над увиденным и услышанным.
Признаки дневника как жанра:
- каждая запись почти всегда приурочена к определенной дате;
- известная отрывочность записей;
- зашифрованность или полное сокрытие имён или фамилий;
- преобладание самих фактов над их осмыслением;
- категоричность и неаргументированность общих оценок;
- иногда — записи на основе первичных впечатлений, непроверенных предположений, слухов, мнений.
Все эти элементы обеспечивают непринуждённый выбор и расположение материала и позволяют создать иллюзию свободного выражения мыслей и впечатлений автора-повествователя;
- дневник как жанр монологичен, но монологическое слово автора может быть внутренне диалогичным. Монолог автора иногда становится беседой с воображаемым собеседником, свидетелем, с человеческим обществом в целом;
- дневник не ретроспективен, он современен описываемым событиям, пишется для себя и не рассчитан на публичное восприятие (в отличие от литературного дневника), что сообщает ему особую подлинность, достоверность.
Памятка пишущему сочинение в жанре дневниковых записей
1. Познакомьтесь с произведениями, написанными в жанре дневниковых записей. Это поможет вам выдержать форму и условности изложения, характерные для данного жанра.
2. Определите идею сочинения, то есть главную мысль, которую вы берётесь доказать своей работой. Правильное определение идеи позволит вам глубоко и полно раскрыть тему сочинения и не «потеряться» в обширном материале.
3. Составьте план, который поможет вам наметить, с чего начать работу, какие разделы выделить, в какой последовательности излагать материал и к каким выводам прийти.
4. Имейте в виду, что вступление и заключение в сочинении данного жанра могут иметь обрамление, придающее работе личностный характер.
Сочинение в жанре эссе
Эссе — прозаическое произведение небольшого объёма и свободной композиции, трактующее одну частную тему и передающее индивидуальные впечатления и соображения, связанные с нею. Чёткого определения у этого жанра нет. Об этом свидетельствуют толкования этого слова в различных справочниках:
1. Эссе — жанр критики, литературоведения, характеризующийся свободной трактовкой какой-либо проблемы. Автор эссе анализирует избранную проблему (социальную, литературную, эстетическую, философскую и пр.), не заботясь о систематичности изложения, аргументированности выводов, общепринятости вопроса и т.
2. Эссе — разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий и ассоциаций. Эссеистический стиль отличается образностью, афористичностью, близостью к разговорной речи.
3. Эссе — прозаический этюд, представляющий общие или предварительные соображения о каком-либо предмете или по какому-либо поводу, нередко случайному.
Эссе издревле формировалось в сочинениях, где автор выступает одновременно рассказчиком и героем, где на первый план выступает личность автора.
Жанр эссе обновляется и развивается согласно велениям времени.
В эпоху крутых общечеловеческих переломов «авторская проза» аккумулирует в себе острейшее социальное содержание. Законом жанра является предельная открытость позиции автора.
Памятка пишущим эссе
1. Следует обращаться к философским, литературоведческим, эстетическим, историческим, социальным проблемам.
2. Помнить о том, что в эссе впечатления преобладают над фактами.
3. Авторская позиция в эссе должна быть субъективной, а не аргументированной.
4. Для эссе характерны свободная форма изложения, отсутствие композиции.
5. Речь должна быть эмоциональной, содержать средства художественной выразительности.
6. Объём эссе должен быть сравнительно небольшим.
Сочинение в жанре письма
Письмо — «написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь» (И.С. Ожегов).
Письмо существовало как особый литературный жанр уже в античные времена и достигло своего расцвета в XV III веке.
Эпистола — литературное произведение в форме письма, где излагаются суждения автора по поводу определенного предмета. Как литературный жанр эпистола в России существовала с XV III века. Первая русская эпистола написана Тредиаковским. Известны эпистолы Сумарокова и знаменитое «Письмо о пользе стекла» Ломоносова.
Эпистолярная форма — композиционная форма художественных произведений, построенных в виде переписки двух или нескольких лиц. Это редкое явление в литературе, и в последнее время эпистола почти вышла из употребления. К эпистолярной форме относятся послания, письма, через которые человек может выразить себя.
С умением писать личные письма учащиеся знакомятся в 5 классе.
Чтобы правильно решить вопрос о содержании и последовательности обучения написанию сочинений в жанре письма, необходимо знать, как подготовлены учащиеся средних классов и с какими трудностями они могут столкнуться. Если не усвоена специфика более простого вида письма (личного), нельзя переходить к более сложному виду.
Письмо – это разговор с отсутствующим. В письме мысли и чувства одного лица выражаются явно, а другого – предполагаются. Письма нужны для того, чтобы передать какую-либо информацию, люди сообщают друг другу о самых разных вещах: о своём здоровье и настроении, о погоде и происходящих событиях. Они обращаются друг к другу с просьбами или пожеланиями, задают вопросы и отвечают на них, выражают радость и сочувствие, делятся своими мыслями по каким-либо поводам.
Для эпистолярного жанра характерны наличие обращений, вводных слов, риторических вопросов, местоимений, кратких и понятных фраз, а также этот жанр отличают особая индивидуальная манера пишущего и эмоциональность.
2. Приветствие, обращение.
3. Изложение того, о чём хочешь сообщить. Вопросы о том, что хочешь узнать.
1. Кошелева А.Ф., Царёва Н.Н. Система обучения сочинениям разных жанров. Методические рекомендации. УИПК ПРО, 2006, с. – 62.
2. Скиргайло Т. О. Методика обучения работе над сочинениями нетрадиционных жанров. Пособие для учителей. Москва, «Русское слово», 2006, с. – 351.
3. Лихтенштейн Е. С. и др. Теория и практика редактирования. – М., 1964.
Источники:
nsportal.ru , sochinenie-rus.ru , xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai , bacenko.ru , filologiy.ucoz.ru ,Следующие статьи:
Комментариев пока нет!
Поделитесь своим мнением