Как правильно написать заявление в школу чтоб ребенок сам ходил домой

Заявления в школу чтобы забрать ребенка из продленки образец

Здравствуй друг! Викторина «Слово о родном крае Подвижные игры«В заявления в школу чтобы забрать ребенка из продленки здоровом теле, здоровый дух».

Фото с сайта С начала учебного года многие родители озадачились вопросом, куда деть ребенка после школы? В группы продленного дня смогут попасть далеко не все ребята: где-то не хватает помещений, в других школах не могут найти воспитателей. О проблеме рассказали сразу несколько человек. Родительское собрание во втором классе одной из школ столичного микрорайона Сухарево (Фрунзенский.

Скачать Заявление в школу на отсутствие ребенка на продленке Для Вас размещена форма заявления на отсутствие ребенка. Ее не обязательно распечатывать, но обязательно сохранить текст формы. За что платим школе? Летидор - 30 авг. 2012 г. - У нас всем раздали заявления на продленку, и все родители написали Но при этом ребенок обязательно должен находиться в школе. Материнство gt; Социально опасный ребёнок в школе. Все заявления различаются в зависимости от учреждения, куда они Ребенок во время отсутствия в школе находится под моим контролем. Образец заявления в школу на продленку Образец заявления в школу о пропуске. Продленка в 1-м классе. SOS.

Обычная школа, продленка бесплатная, НО строго до 17 часов. У нас три раза в неделю спорт. Школа и мне надо в 14 часов забирать ребенка домой и на спорт сразу. Говорят или до 17 или никак. Что делать то, как правильно написать заявление, чтобы разрешили уходить раньше?

16. Во время оздоровительного часа воспитатель контролируют назначение и прохождение медицинских процедур, ЛФК, своевременно записывает назначения в дневник учащегося в «Лист здоровья сообщает родителям. Также воспитатель четко следит за посещением воспитанников занятий оздоровительного часа ритмикой, ЗОЖ, психологией. 17. Для каждой класс-группы есть раздевалки, где можно хранить сменную обувь и сменную одежду, спортивную форму. 18. Самоподготовка.

Для многих барнаульских родителей, чьи дети в этом году впервые перешагнут школьный порог, приближающееся 1 сентября омрачено раздумьями, кто будет забирать первоклассника из школы и присмотрит за ним. Большинство пап и мам работают с утра до вечера, поэтому продленка является идеальным решением сложившейся проблемы. Но, к сожалению, в большинстве школ от предоставления этой услуги решили.

Заполнения заявления на получение медицинского полиса - Сотрудником Компании, принимающим указанные документы (при условии, что сотруднику предоставят оригиналы этих документов). При посещении росно-МС, сотрудник Компании: примет ваши документы, сверит данные и внесет их в базу застрахованных. Выдаст вам временное свидетельство, подтверждающее оформление полиса и удостоверяющего право на бесплатное оказание вам медицинской помощи. Срок действия временного свидетельства составляет 30 рабочих дней. При.

Как правильно написать заявление в школу чтоб ребенок сам ходил домойПриказа на совмещение профессий доп объем работ - Под совмещением профессий (для рабочих) или должностей (для. Дополнительного объема работ по одной и той же профессии или должности.

За совмещение также осуществляется приказом по организации, при этом об. С условиями труда (дополнительный отпуск, сокращенный рабочий день).

Как правильно написать заявление в школу чтоб ребенок сам ходил домойПриказа о создании комиссии по сокращению численности штата - Что в связи с сокращением приказа о создании комиссии по сокращению численности штата численности (штата). О создании комиссии. Сокращению штата.

Жалобы на постановление суда по делу об административному правонарушению - Прерывают ли новогодние праздники срок жалобы на постановление суда по делу об административному правонарушению на обжалование постановления по делу об.

А ваш ребенок в первый класс ходил самостоятельно?

Моя родственница готовит ребенка к школе. В следующем учебном году ее ребенок пойдет в первый класс. Детский сад он не посещает и она сама с ним занимается. Читает он довольно хорошо, умеет считать и писать. Этим сейчас никого не удивишь. Дети в первый класс приходят уже грамотные. Она хочет еще чтобы ее ребенок посещал спортивную секцию. Спортивная гимнастика. Очень хорошее желание. У ребенка получится занят весь день. Да и у мамы тоже, потому что водить в школу из школы и в спортивную секцию будет она. Она говорит, что первый год она будет его водить, так как он еще маленький. А ваш ребенок в первый класс ходил самостоятельно?

Отзывы к А ваш ребенок в первый класс ходил самостоятельно?

Привет! Чтобы публиковать посты, и получить полный доступ к функциям проекта, войдите или зарегистрируйтесь.

Мои доченьки тоже пойдут в школу на следующий год и хотя школа от нас находится всего в 200 метрах, но водить и забирать доченек из школы я планирую сама, страшно их самих отпускать ведь мало ли что может случится.

я также планирую в следующем году водить сына в школу и забирать, тем более, что по утрам осенью и зимой еще темно будет.

А нам в первом классе не разрешали детям самостоятельно уходить из школы. И хотя у нас школа в 5 минутах ходьбы, самостоятельно сын начал ходить в/из школы в 3 классе, и то пришлось писать заявление на имя директора, что я беру на себя всю ответственность.

ну не знаю, все зависит от самостоятельности ребенка. меня в первый класс водили только неделю, школа находится в 5 шагах. дорог и трасс нету..пройти 3 дома и стадион и школа. я была самостоятельной и очень ответственной. родители знали, во сколько кончаются уроки и когда я должна прийти..если я задерживалась , шли искать, такое конечно было(по пути домой я иногда застревала на стадионе, или на площадке детской. в общем вам решать) у нас город маленький, если бы был мегаполис я бы побоялась отпускать, маньяков сейчас везде хватает. и педофилы не дремлют. :

У нас школа находится недалеко от школы, минут 5-10 ходьбы, половину первого класса ребенок ходил со мной или с папой, потом начал ходить сам. Сейчас он в 3 классе, но прежде чем идти домой, звонит и говорит, что идет уже домой, чтобы я не волновалась.

Школа у нас недалеко от дома, и потребовалось всего пара месяцев, чтобы ребенок в школе адаптировался и захотел ходить домой один. Вернее, с ребятами, которые тоже шли в эту сторону.Я разрешила и не пожалела об этом.

Но все дети разные. Мой сын был спокоен и разумен в этом возрасте.

Моя дочь еще маленькая, а вот племянницу родители постоянно везде возили первый год учебы, да и во втором классе тоже.

Наверное, в разных населенных пунктах свои правила, но у нас детей, которые учатся в начальной школе, одних домой не отпускают. Только с 3-4 класса можно в порядке исключения написать заявление типа "Прошу отпускать моего ребенка одного домой, ответственность за его жизнь и здоровье беру на себя".

Первое время нужно отводить и встречать ребенка. А дальше уже по самому ребенку смотреть, как он адаптировался, есть ли ребята с которыми он может идти домой по пути, дружат ли они все вместе. Рано или поздно настанет этот момент когда ребенка нужно отпускать в самостоятельную жизнь.

Я водила ребенка сама в школу первые 2 года, потому что очень боялась за него. Дети ведь сейчас ничего не боятся, еще не дай Бог выскочат на дорогу

Весь первый год мы сына водили в школу сами (кто мог), а потом он уже стал бегать туда сам. Дорогу изучил, улицы перестал бояться.

Хотя школа находится совсем не далеко от нашего дома, но сына я водила и забирала до третьего класса. Первоклассников учительница даже не имела права отпустить домой одних.

Как можно такого маленького ребенка отпускать одного? Он еще полностью не понимает происходящего вокруг. Наш мир сейчас очень опасен. В первый класс нужно сопровождать.

глупости. У меня дочь 6лет ходит одна с 3сентября.до школы 2 км

Первоклассников надо отводить и забирать из школы. Но мы и приучались к самостоятельности, - выйдя из школы, я говорила: иди домой так, как-будто бы меня здесь нет. И шла за ним сзади в трёх шагах, наблюдая. Так мы и научились правильно ходить в школу и домой.

Возможно у вас будут другие правила,а у нас первоклассников без взрослого сопровождения не выпускают из школы.Моя дочь помимо школы посещает и спортивную секцию,приходиться водить и в школу и на занятия.

Дело родителей - отпускать ли ребенка в школу самого или водить. В любом случае, администрация школы заставит написать заявление, что всю ответственность родители берут на себя. Если что - виноваты только родители.

Школа у нас рядом - первую четверть мы дочку отводили до угла, а оставшиеся 50 метров она шла сама, под присмотром, потом она ходила сама - мы только стояли и наблюдали, как она уходит и встречали так же. Потом со следующего года в нашей школе обязали всех родителей встречать и провожать первоклашек - прописали в устав школы, так что выбора не осталось: крутись как хочешь, а год надо отводить и встречать.

Все индивидуально, какой ребенок, какие родители. у нас соседский мальчик в 3 классе, и с 1 класса в школу ездит в район другой один на автобусе. у нас в 1 ый пошел, в школу водим, а обратно сам. Со 2-го класса будем самому ходить разрешать

Мы ответили ребенка только на 1 сентября, все остальное время он ходил сам! Так, что пускай становится самостоятельным! Школа, как раз для этого и нужна!

Я отпускаю одного,поводила в школу 1ну неделю,школа от нас 3 мин.ходьбы,пока нормально,только 1 раз сын забыл портфель в школе))),приучяю к самостоятельности,а то если с таким подходом контроля как у некоторых,надо оставатся родителям в школе,и растёгивать своим детям пуговицы на штанах,так как многие етого не умеют,и водить их в туалет.))Записала на теквандо,и тоже ходит сам 15 мин (1раз только пошёл,дальше видно будет)от дома.

есть всегда мобильный.. Нет у меня выбора,иначе.

у меня сама ходит. Если задерживается звонит

Конечно, однозначного ответа тут нет: здесь все зависит и от близости школы к дому, и от готовности ребенка постоять за себя и не растеряться в трудную минуту. Я бы не рисковала и наняла бы пенсионерку за небольшие деньги - только отводить и забирать.

У меня двое детей и обоих в первый класс я водила. Мне казалось, что они такие маленькие. Конечно нужно становиться самостоятельными, но хоть первое время нужна поддержка.

У нас до школы 5-7 минут идти. Опасных дорог на пути нет. Утром обязательно провожаю до школы, после уроков идет домой сам. А вот в спортивную школу после обеда ездим вместе. Пусть это три остановки, и он прекрасно знает дорогу, но безопасность ребенка дороже.

Как правильно написать заявление в школу чтоб ребенок сам ходил домой

Материнство Ребенок самостоятельно ходит в школу. Aelita m. 1 ноя 2. Назрел вопрос и стало интересно, много ли таких ненормальных, как я, которые с первого класса ребенка одного отпускают.

Как правильно написать заявление в школу чтоб ребенок сам ходил домой

Нам вообще сказали в произвольной форме, просто чтобы было понятно, что ребёнка из школы отпускать одного можно. Тут нет какой-то строгой формы, пишите, как обычное заявление. Укажите класс, в который ходит ребенок, его фамилию и имя.

Я первые две недели что- то придумывала, няню просила, сестру. А потом надоело ,купила ребенку сотовый и теперь у нас такая схема: выходим втроем (с обоими детьми), я дохожу до арки в доме, дальше ребенок старший идет сам через двор до школы, а я с мелким иду в садик.

  • Заявлени на разрешение чтоб ребёнок мог самостоятельно идти из школы домой.
  • Главная» Е-сервисы» Формы документов» Образец заявления родителей самостоятельное(без сопровождения) следование ребенка в школу.
  • Он сам поочередно «отлавливал» учителей и договаривался с ними о времени Чтобы ребенок получил ПРАВО не ходить в школу ему нужно было сначала заявление о том, что и в этом году мой ребенок будет учиться дома.
  • Дочке в школу идти уже в этом году, но я не готова отпускать ее одну. Мобильник ему понадобится, как только ребенок начнет куда-то ходить один.

Из школы он вообще сам идет, но не домой (т. Единственно опасное место - во дворе дорога, по которой ездят машины (редко и медленно). Ребенок, когда доходит, отзванивается. Утром слежу ,как перешел дорогу и все, уже не звонит. Обратно когда идет (к сестре) еще в лифте сам едет. Но когда внизу заходит, звонит в домофон, т. Сейчас тут напишут, что были другие времена.

Младшую с первого отпускаю. Гуляют тоже одни (без взрослых, но с соседскими детьми) уже 2 года точно.

Я не отпускала до 4 класса, потому, что дорога оживленная. Утром муж довозит двоих на машине (одна 5- классница, вторая первоклашка) до ближайшей к школе остановки, оттуда сами идут до школы. После школы по возможности стараюсь встречать на машине, но если не получается никак, то старшая забирает с продленки младшую и идут пешком сами. Идти минут 1. 5 с одним переходом по светофору. Отзваниваются мне каждое утро по приходу в школу и перед выходом из школы.

До 4- го класса старшую всегда возили до школы на машине по причине удаленности школы от нашего дома, пешком минут 3.

Из ее одноклассников те, кто жил в домах рядом со школой, почти все ходили сами класса со 2- 3. У нас до школы общественный транспорт не ходит. Смысл меня маме водить, если во дворе я гуляла сама.

С 3 класса ездила сама в школу, в переполненном транспорте, который еще и ждать по полчаса приходилось. С 7 класса - с пересадками. Сотовых, естественно, не было. Водят и забирают те, у кого есть возможности временные и финансовые, ну и желание. Остальным деваться некуда.

Из школы он вообще сам идет, но не домой (т.к. Заявление (записка) о том, чтобы ребенка отпустили из школы, обычно пишется в свободной форме. Примерный образец таков: Директору (название учебного заведения). Если Вы сочли, что ваш школьник уже достаточно взрослый, чтобы возвращаться домой самостоятельно, вам следует написать .

Как написать заявление директору школы, если ребёнок отбывает в санаторий? Укажите класс, в который ходит ребенок, его фамилию и имя. Ответственность за жизнь и здоровье моего сына (моей дочери) беру на себя.

Я сына вожу и буду возить до окончания школы. У нас дорога до школы на машине час, полтора а на общественном транспорте до 3х часов может занимать, с учетом пробок Сама ездила в школу с первого класса, причем в разные школы в разных городах( из семьи военных- ОЧЕНЬ часто переезжали, была вечной . Если школа под окнам - почему бы нет. В противном случае возможны варианты. Пока не вижу ее готовности, а главное своей. Этим летом отпустила на даче в магазин в подружкой (ей 8 лет) - они потом не домой вернулись, а на соседский участок пошли играть - я года 3 жизни потеряла, пока их искала..

И нельзя что бы забирали дети младше 1. А если такое случалось, сразу милиция на дом приходила - выяснить что за семья такая, что у них дети дошкольники без присмотра Сейчас тут напишут, что были другие времена. Не было бы дороги, отпускала бы одну. Сейчас такого сброда..

И с кем в лифте ребенку придется ехать - одному богу ведомо. Ну и потом лифт может сломаться, один ребенок в темном лифте - в будущем вполне возможна боязнь замкнутого пространства.. Я в детстве (8. 0 годы) в маленьком городке и в школу одна шла и гуляли с подружками где вздумается. Но тогда было совсем другое время!

Просто у Вас такой уникум. Из окна я могу проводить практически до ворот. Первые 2 месяца ходила водила- забирала (в отпуске была), потом стала только отводить по дороге на работу. Обратно она сама уже возвращалась. В этом году вторая смена и потому утром полностью сама, встает, завтракает, делает уроки, собирается в школу. Домой тоже сама ходит.

У сына школа подальше. Водила тоже только первую четверть. Потом мы ехали на маршрутке вместе, доезжали до его остановки, я ехала дальше, а он шел в школу от остановки сам (через дорогу по светофору), отзванивался. Обратно сам садился на маршрутку и доезжал до нашей остановки, где его ждала бабушка (там нет светофора через дорогу). Анастасик. 1 ноя 2.

Отпускаю с октября, первый месяц водила,теперь идем до сада вместе,а дальше сам и со школы сам ходит,мы первоклассники,среднего тоже буду отпувкать,только они будут вдвоем уже ходить.

Наташка. 20. 04. 3 ноя 2. Я вожу сына, 2 класс. До школы надо 2 дороги перейти, одна из них широкая и гоняют там, на пешеходном переходе часто не пропускают, даже взрослые чуть ли не бегом перебегают. Я тут было пару раз отпустила сына одного, он был рад и горд, что сам пришел.. А потом у нас в городе, даже в нашем районе, в нашей школе трагедия произошла.

Пьяная женщина за рулем, лишенная прав опять же за пьянку, сбила насмерть двоих детишек, мальчика и девочку, которые переходили дорогу на зеленый. Меня это настолько потрясло! Мальчик тот учился в нашей школе, в третьем классе, даже кабинеты рядом.

Не понимаю, как я сына отпускала, больше ни за что! По крайней мере пока я точно отпустить не готова.

Поэтому, думаю, до 4 класса сын точно будет ходить со мной. А вот на тренировки не могу отпустить 6 остановок, да еще дорога без светофоров.

На кружки сам ходит, там оживленных дорог нет, толь обычные дворовые.

Рассмотрим несколько примеров. Рассмотрим несколько примеров. Рассмотрим несколько примеров.

Попытайтесь решить проблему мирным путем: обратите внимание классного руководителя, что нельзя налагать больше обязанностей на девочек, чем на мальчиков, предложите не делить учащихся на юношей и девушек, а обратиться за помощью ко всем ребятам.

Если это не поможет, то действуйте по схеме: администрация — управление образования — суд.

Школа не имеет права принуждать учеников заявлять о своей принадлежности к той или иной религии – это личное дело каждого.

Возможный вариант нарушения – представим себе, что Планом общешкольных или классных мероприятий предусмотрено посещение православного монастыря.

Среди учеников есть не только православные, но и мусульмане, буддисты или последователи других религий и это мероприятие может противоречить их религиозным убеждениям.

Справка. Каждый человек имеет право на свободу совести и вероисповедания, т. Каждый имеет право не только верить или не верить, но и поступать так, как диктуют ему вера или убеждения. Также по разным причинам не все могут открыто сказать о своих религиозных убеждениях и чувствах.

В законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» говорится: «Запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих».

Школе необходимо отказаться от проведения мероприятий, имеющих религиозную окраску, ибо школа не может проводить никакие мероприятия, связанные с религией, например, собирать пожертвования на нужды религиозных общин, вовлекать учеников в религиозные обряды, т. Кроме того подобные «судилища» наносят детям огромный моральный ущерб. Применение таких методов воспитания педагогом не допустимо.

Выяснить у учителя суть конфликта. Переговорил ли заранее педагог с учеником и получил ли его согласие на публичное обсуждение его действий.

В случае нарушения законодательства обращайтесь с жалобой к директору школы.

Вы также имеете право обратиться в суд о защите чести и достоинства ребёнка.

Школа несёт ответственность за жизнь и здоровье детей во время учебного процесса.

Возможный вариант нарушения – ученик освобождён от физических нагрузок и об этом имеется справка.

Однако учитель физкультуры не принял это во внимание и поставил школьнику двойку.

Учителю физкультуры можно объяснить, что ученику бегать и прыгать после операции – опасно для здоровья.

Обратиться за помощью к классному руководителю и завучу. В нём записано, какие предметы изучаются в данном классе и сколько на эти предметы уделяется времени. Поэтому никто не может заставить школьника посещать дополнительные занятия. Например, если в учебном плане нет «физики твердого тела» как обязательного предмета, то этот спецкурс можно не посещать.

Исходим из того, что любой преподаватель высоко оценит ученика, который имеет дополнительные знания, полученные на спецкурсе. При сдаче экзамена по основному предмету, это только пойдёт ученику на пользу.

Если вы опасаетесь, что все же учитель будет относиться к ребенку предвзято, обсудите ситуацию с учителем, завучем школы, напишите заявление директору.

«Привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается» — записано и в статье 5.

Закона «Об образовании».

Возможный вариант нарушения – детей заставляют дежурить по классу, по школе, убирать территорию и т. Справка. Статья 3. 7 Конституции РФ гласит: «Принудительный труд запрещён».

Обратите также внимание на формулировку статьи 5. Закона «Об образовании»: школа должна получить не только согласие самих учеников на помощь школе своим трудом, но и согласие их родителей.

Как правильно написать заявление в школу чтоб ребенок сам ходил домой

Как написать заявление директору школы, если ребёнок отбывает в санаторий? Укажите класс, в который ходит ребенок, его фамилию и имя. Учитель велела принести заявление от родителей, что мол мы (родители), разрешаем ребенку одному ходить из школы домой. С 1-3 класс сына отводили и забирали каждый день, в этом году с октября сын сам ходит в школу и обратно. Просят написать заявление в школе. Написала, жалко что ли? В этом случае школа снимает с себя ответственность за жизнь и здоровье ребенка в о внеурочное время. Заявление, чтобы ребенка отпускали из школы пишется в свободной форме, на листе А4. Прошу Вас отпустить моего ребёнка (Ф. И, год рождения, Алина сейчас начинает ходить одна из школы, заявление в начале.

Как правильно написать заявление в школу чтоб ребенок сам ходил домой

Рассмотрим несколько примеров. Рассмотрим несколько примеров. Рассмотрим несколько примеров. Как правильно написать заявление в школу чтоб ребенок сам ходил домой

Укажите класс, в который ходит ребенок, его фамилию и имя. Укажите, что ответственность берете на себя. Как написать заявление, чтобы ребенка отпускали одного из школы?

Международным правом и российским законодательством дискриминация категорически запрещена.

Попытайтесь решить проблему мирным путем: обратите внимание классного руководителя, что нельзя налагать больше обязанностей на девочек, чем на мальчиков, предложите не делить учащихся на юношей и девушек, а обратиться за помощью ко всем ребятам.

Если это не поможет, то действуйте по схеме: администрация — управление образования — суд.

Школа не имеет права принуждать учеников заявлять о своей принадлежности к той или иной религии – это личное дело каждого.

Возможный вариант нарушения – представим себе, что Планом общешкольных или классных мероприятий предусмотрено посещение православного монастыря. Среди учеников есть не только православные, но и мусульмане, буддисты или последователи других религий и это мероприятие может противоречить их религиозным убеждениям.

Справка. Каждый человек имеет право на свободу совести и вероисповедания, т. Каждый имеет право не только верить или не верить, но и поступать так, как диктуют ему вера или убеждения. Также по разным причинам не все могут открыто сказать о своих религиозных убеждениях и чувствах.

В законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» говорится: «Запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих».

Школе необходимо отказаться от проведения мероприятий, имеющих религиозную окраску, ибо школа не может проводить никакие мероприятия, связанные с религией, например, собирать пожертвования на нужды религиозных общин, вовлекать учеников в религиозные обряды, т. Кроме того подобные «судилища» наносят детям огромный моральный ущерб. Применение таких методов воспитания педагогом не допустимо.

Выяснить у учителя суть конфликта. Переговорил ли заранее педагог с учеником и получил ли его согласие на публичное обсуждение его действий.

В случае нарушения законодательства обращайтесь с жалобой к директору школы.

Вы также имеете право обратиться в суд о защите чести и достоинства ребёнка.

Школа несёт ответственность за жизнь и здоровье детей во время учебного процесса.

Возможный вариант нарушения – ученик освобождён от физических нагрузок и об этом имеется справка.

Однако учитель физкультуры не принял это во внимание и поставил школьнику двойку.

Учителю физкультуры можно объяснить, что ученику бегать и прыгать после операции – опасно для здоровья.

Обратиться за помощью к классному руководителю и завучу. В нём записано, какие предметы изучаются в данном классе и сколько на эти предметы уделяется времени.

Главная» Е-сервисы» Формы документов» Образец заявления родителей самостоятельное(без сопровождения) следование ребенка в школу.

Поэтому никто не может заставить школьника посещать дополнительные занятия. Например, если в учебном плане нет «физики твердого тела» как обязательного предмета, то этот спецкурс можно не посещать.

Исходим из того, что любой преподаватель высоко оценит ученика, который имеет дополнительные знания, полученные на спецкурсе. При сдаче экзамена по основному предмету, это только пойдёт ученику на пользу.

Если вы опасаетесь, что все же учитель будет относиться к ребенку предвзято, обсудите ситуацию с учителем, завучем школы, напишите заявление директору.

«Привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается» — записано и в статье 5. Закона «Об образовании».

Возможный вариант нарушения – детей заставляют дежурить по классу, по школе, убирать территорию и т.

Справка. Статья 3. 7 Конституции РФ гласит: «Принудительный труд запрещён».

Обратите также внимание на формулировку статьи 5. Закона «Об образовании»: школа должна получить не только согласие самих учеников на помощь школе своим трудом, но и согласие их родителей.

Психология насилия в школе

Школьное насилие — это вид насилия, при котором имеет место применение силы между детьми или учителями по отношению к ученикам, и в нашей культуре — крайне редко учениками по отношению к учителю. Школьное насилие подразделяется на эмоциональное и физическое.

Лемме Халдре (2000) определяет эмоциональное насилие как совершенное в отношении ученика или учителя деяние, которое направлено на ухудшение психологического благополучия жертвы.

Эмоциональное насилие вызывает у жертвы эмоциональное напряжение, унижая его и снижая его самооценку.

Виды эмоционального насилия:

• насмешки, присвоение кличек, бесконечные замечания и необъективные оценки, высмеивание, унижение в присутствии других детей и пр.;

• отторжение, изоляция, отказ от общения с жертвой (с ребенком отказываются играть, заниматься, не хотят с ним сидеть за одной партой, не приглашают на дни рождения и т. д.).

Под физическим насилием подразумевают применение физической силы по отношению к ученику, соученику, в результате которого возможно нанесение физической травмы.

К физическому насилию относятся избиение, нанесение удара, шлепки, подзатыльники, порча и отнятие вещей и др. Обычно физическое и эмоциональное насилие сопутствуют друг другу. Насмешки и издевательства могут продолжаться длительное время, вызывая у жертвы длительные травмирующие переживания.

Кто чаще всего становится жертвой школьного насилия?

Жертвой может стать любой ребенок, но обычно для этого выбирают того, кто слабее или как-то отличается от других. Наиболее часто жертвами школьного насилия становятся дети, имеющие:

• физические недостатки. Детей с физическими недостатками — носящих очки, имеющих сниженный слух или с нарушениями движений (например, при ДЦП), то есть тех, кто не может дать адекватный отпор и защитить себя — обижают гораздо чаще;

• особенности поведения. Мишенью для насмешек и агрессии становятся замкнутые дети (интроверты и флегматики) или дети с импульсивным поведением (при ММД). В какой-то мере гиперактивные дети бывают слишком назойливыми, при этом более наивными и непосредственными, чем их сверстники. Они слишком глубоко приникают в личное пространство других детей и взрослых: влезают в чужие разговоры, игры, навязывают свое мнение, нетерпеливы в ожидании своей очереди в игре и т.

д. По этим причинам они часто вызывают раздражение и получают «ответный удар». Гиперактивные дети могут быть как жертвами, так и насильниками, а нередко и теми и другими одновременно;

• особенности внешности. Все то, что выделяет ребенка по внешнему виду из общей массы, может стать объектом для насмешек: рыжие волосы, веснушки, оттопыренные уши, кривые ноги, особенная форма головы, вес тела (полнота или худоба) и т. д.;

• плохие социальные навыки. Есть дети, у которых не выработана психологическая защита от вербального и физического насилия по причине недостаточного опыта общения и самовыражения. По сравнению с детьми, у которых социальные навыки развиты в соответствии с их возрастом, дети с неразвитыми социальными навыками легче принимают роль жертвы. Принявший роль жертвы смиряется с ситуацией как с неизбежностью, часто даже внутренне находит оправдание насильнику: «. ну, значит, я такой, стою этого, заслужил это».

• страх перед школой. Он чаще возникает у тех, кто идет в школу с отрицательными социальными ожиданиями в отношении нее. Иногда этот страх индуцируется от родителей, у которых самих были проблемы в школьном возрасте. Пусковым механизмом возникновения страха могут стать рассказы о злой учительнице и плохих оценках. Ребенок, проявляющий неуверенность и страх перед школой, легче станет объектом для издевок одноклассников;

• отсутствие опыта жизни в коллективе (домашние дети). Дети, не посещающие до школы детский коллектив, могут не иметь необходимых навыков, позволяющих справляться с проблемами в общении. При этом часто они могут превосходить своей эрудицией и умениями детей, ходивших в детский сад;

• болезни. Существует масса расстройств, которые вызывают насмешки и издевательства сверстников: эпилепсия, тики и гиперки-незы, заикание, энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала), нарушения речи — дислалия (косноязычие), дисграфия (безграмотное письмо), дислексия (нарушение обучению чтению), дис-калькулия (нарушение обучению счету) и т. д.;

• низкий интеллект и трудности в обучении. Низкие способности детерминируют и более низкую обучаемость ребенка. Плохая успеваемость формирует низкую самооценку: «Я не справлюсь. Я хуже других» и т. д. Низкая самооценка в одном случае может способствовать формированию роли жертвы, а в другом — насильственному поведению как варианту компенсации (Asher, Dodge, 1986). Таким образом, ребенок с низким уровнем интеллекта и трудностями в обучении может стать как жертвой школьного насилия, так и насильником.

Кто чаще всего становится насильником в школе?

Stroufl, Fluson (1986) в результате проведенных исследований утверждают, что дети, воспитанные в условиях материнской депривации (то есть в грудном возрасте не получившие достаточной любви, заботы, дети с несформированной привязанностью к родителям — приютские дети и «социальные сироты»), позднее склонны к большему насилию, чем дети, воспитывающиеся в нормальных семьях.

Olweus (1983) уделил внимание внутрисемейным факторам, провоцирующим формирование у ребенка насильственных черт личности.

По его мнению, больший риск подвергнуться насилию обнаруживается у детей, которые происходят из следующих семей.

1. Неполные семьи. Ребенок, воспитывающийся родителем-одиночкой, больше склонен к применению эмоционального насилия по отношению к другим детям. Причем девочка в такой семье достоверно чаще будет применять к другим эмоциональное насилие, чем мальчик.

2. Семьи, в которых у матери отмечается негативное отношение к жизни. Матери, не доверяющие и отрицательно настроенные к миру и школе ребенка, обычно не желают сотрудничать со школой. В связи этим насильственность ребенка матерью не осуждается и не корректируется. В таких случаях матери склонны оправдывать насилие как естественную реакцию на общение с «врагами».

3. Властные и авторитарные семьи. Воспитание в условиях доминирующей гиперпротекции характеризуется безусловным подчинением воле родителей, поэтому дети в таких семьях зачастую задавлены, а школа служит каналом, куда они выплескивают внутренне подавляемые гнев и страх.

Средовые факторы риска насилия в школе

Школьному насилию способствуют:

2. Плохой микроклимат в учительском коллективе. Насильствен-ность в поведении учителя обусловлена, в принципе, теми же факторами, что и у детей. В учительских коллективах, имеющих авторитарный стиль руководства, такие же отношения, что и между учениками и учителями: «Кто сверху — тот и сильнее». Раздражительность, неудовлетворенность учителей может выплескиваться и переходить в агрессию по отношению к детям. Если учитель позволяет внешним факторам оказывать на себя влияние (неурядицы дома, конфликты с администрацией и т. д.), то его профессионализм подвергается большому сомнению. К сожалению, профессиональное выгорание зачастую вымещают на учениках.

3. Равнодушное и безучастное отношение. Перегруженные работой учителя часто не вмешиваются в детские разборки, говорят жалующимся родителям: «Пусть дети сами разбираются». Если к учительскому произволу также относятся и соученики, и родители — «.. .но моего ребенка она ведь не обижает», и руководство школы, то насильник ощущает себя безнаказанным.

Последствия школьного насилия

Школьное насилие оказывает на детей прямое и косвенное влияние.

Во-первых, длительные школьные издевки сказываются на собственном «Я» ребенка. Падает самооценка, он чувствует себя затравленным. Такой ребенок в дальнейшем пытается избегать отношений с другими людьми. Часто бывает и наоборот — другие дети избегают дружбы с жертвами насилия, поскольку боятся, что сами станут жертвами, следуя старой учительской логике: «.. .Каков твой друг — таков и ты». В результате этого формирование дружеских отношений может стать проблемой для жертвы, а отверженность в школе нередко экстраполируется и на другие сферы социальных отношений. Такой ребенок и в дальнейшем может жить по «программе неудачника».

Во-вторых, попадание в роль жертвы является причиной низкого статуса в группе, проблем в учебе и поведении. У таких детей высок риск развития нервно-психических и поведенческих расстройств. Для жертв школьного насилия чаще характерны невротические расстройства, депрессия, нарушения сна и аппетита, в худшем случае возможно формирование посттравматического синдрома.

В-третьих, у подростков школьное насилие вызывает нарушения в развитии идентичности. Длительный стресс порождает чувство безнадежности и безысходности, что, в свою очередь, является благоприятной почвой для возникновения мыслей о суициде. Приведенный ниже реальный случай из практики иллюстрирует все сложности диагностики, вмешательства, а также последствия насилия в школе. Он поучителен во всех отношениях. К сожалению, это далеко не единственный случай, и смею вас заверить, в настоящее время практически в каждой школе есть «своя

Елена Александровна» , а иногда и не одна, которая применяет подобные «педагогические методы» и «приемы». За каждой подобной ситуацией стоит детская трагедия, последствия которой, в том числе и отдаленные, столь травматичны и малопредсказуемы, что накладывают отпечаток и на формирование личности, и на психическое здоровье ребенка. Все изложенные события подлинные, изменены лишь имена пострадавших детей.

В первом полугодии Инна неоднократно рассказывала маме, что учительница бьет детей по голове. Она била головой о классную доску девочку за то, что та не могла решить задачу или пришла без сменной обуви и т. д. Мама спрашивала дочку, бьет ли ее Елена Александровна. Та отвечала, что не бьет, но она очень боится, что будет бить. Постепенно картина «боевых действий» вырисовывалась четче: все дети были жертвами — и те, кого наказывали, и тот, кто был свидетелем насилия, также был травмирован, поскольку ждал своей очереди.

Когда мама давала дочери линейку «не того размера», она плакала и говорила, что учительница ее сломает. Кроме того, что учитель постоянно кричала на Инну, она настраивала и детей против нее, выставляя в негативном свете. В конце концов от эмоционального насилия учительница перешла к физическому. Методы физического наказания применялись неоднократно, однако маме девочка об этом не говорила. Тому было несколько причин:

• во-первых, мама защищала учительницу, а не дочь. Во всяком случае, субъективно девочка воспринимала это так. И девочка боялась признаться, думая, что попадет еще и от матери;

• во-вторых, учительница была мастером манипуляции и после применения физического воздействия демонстрировала более дружелюбное отношение к ребенку, внушая ему, что данное наказание он заслужил. «Если бы ты не списывал на контрольной, то не получил бы подзатыльник», тем самым создавая в детском сознании чувство вины, а у остальных — представление о том, что он «сам виноват, заработал».

Перед тем как разговаривать с учительницей, мама расспросила детей из класса. Дети ей подтвердили все эти факты и сказали, что им жалко Инну, потому что

во дворе и Инна могла самостоятельно возвращаться домой. Опять же, в другом классе были знакомые дети, с которыми она ходила в детский сад и училась в первом классе, пока его не расформировали. Мы тогда и предположить не могли, как можем «подставить» ребенка, поскольку еще не понимали до конца, с кем имеем дело. Для решения вопроса о переводе в другой класс мы пришли к завучу начальной школы. Мы изложили в докладной все известные нам факты насилия, применяемые учителем к этим девочкам, с требованием решить вопрос не только о переводе, но и о профессиональной пригодности педагога и его срочной замене.

Елена Александровна была в учительском коллективе начальной школы неформальным лидером, возглавляя оппозицию администрации. Осуществляя свою «подрывную» деятельность — периодически засылая в разные контролирующие органы соответствующие бумаги, она способствовала снятию с должности 5 завучей за 4 года. В школе проверка шла за проверкой, администрация получала один выговор за другим, поэтому намерение затравленного директора наконец всем продемонстрировать, «кто здесь хозяин», воспользовавшись ситуацией, было понятным, но, как показали дальнейшие события, было лишь пустым сотрясанием воздуха.

Надо немного сказать о Елене Александровне. Она «воспитала» целую плеяду молодых и преданных ей учителей, что называется, по своему образу и подобию — наглых, таких же злых, с таким же отношением к детям. Поэтому о переводе стало известно в тот же день, и

Елена Александровна опять будет ее ругать. Но мама резонно ответила, что лучше выполнить задания черной пастой, чем прийти в школу с невыполненными уроками. На следующий день во время самостоятельной работы учительница при проверке тетрадей с домашней работой обнаруживает «криминал».

И тут «час расплаты» настал. «Кто тебе разрешил писать черной пастой?» — кричит она на девочку. Инна, оцепенев от страха, тихо пытается ей объяснить: «Мама сказала, что. » Обрывая ребенка на полуслове,

Елена Александровна не вышла к ней. Дети на перемене подходили к Инне и успокаивали, жалели девочку. Инна, устав от переживаний и неизвестности, решила идти домой. Только она начала спускаться по лестнице, вдруг слышит вопль: «Кто тебе разрешил уходить?» Учительница взяла Инну за руку и отвела в тот класс, куда ее планировали отвести с понедельника, но

Елена Александровна это сделала в среду. Мама, отведя ее утром в один класс, после уроков встретила рыдающей в другом.

Елена Александровна и здесь получила свои «девиденды». Через час на консультативном приеме Катя нам описала эту ситуацию так: «. училка озверела до того, что Инну выгнала из школы только за то, что она писала черной пастой. ». Для восьмилетнего ребенка эта ситуация воспринимается как катастрофа, не так, как для подростка, который «почтет за честь» быть выгнанным. Несмотря на то, что Кате от Елены Александровны попадало не меньше и она также панически ее боялась, все равно она не реагировала так тяжело, как Инна, она смогла выработать защиту. Ее высокая толерантность к насилию объяснялась очень просто — мама дома била точно также по голове за двойки и поведение.

Кризисная служба очень оперативно обследовала ребенка, оказав всестороннюю помощь, в том числе и направив соответствующие документы в городской Комитет по образованию, откуда впоследствии выехал инспектор для выяснения обстоятельств дела. К чести инспекции городского комитета, они не стали тянуть резину и активно принялись руководить работой комиссии, в дальнейшем дали объективную оценку происходящим в школе событиям, рекомендовав директору уволить учителя по статье.

Все факты насилия подтвердились и выявились новые. Мы опрашивали не только пострадавших второклашек в присутствии их родителей, социального педагога и замдиректора школы, но и несколько поколений ее бывших учеников: кого она «убрала» из своего класса и тех, кто уже заканчивал обучение в этой школе.

К сожалению, педагога от работы никто не отстранил, поэтому все дети очень боялись говорить правду, некоторые подвергались давлению родителей, которые приказали им молчать или говорить неправду: «. а то потом, если ее не снимут, хуже будет». Это значительно осложняло интервьюирование детей, и поскольку все они были запуганы учителем, это причиняло им дополнительные переживания и вызывало страх за свое будущее.

Елена Александровна провела и хорошую «профилактику».

То, до чего додумалась и что осуществила в дальнейшем

Елена Александровна, вообще трудно было даже предположить. Сделав ксерокопию с этого заявления, она устроила «показательное чтение» этого заявления с соответствующими комментариями перед своими учениками.

Она медленно зачитывала все изложенные там ее «подвиги», комментируя это так: «Дети, скажите мне, разве такое было? Разве я кого-нибудь била?» Все дети в оцепенении молчали, не зная, как себя вести, сбитые с толку этим лицемерием. Свое «показательное выступление» она закончила словами, имеющими ключевое значение для всех: «Тот, кто это написал, ответит мне за это!» Таким образом она сделала предупреждение для всех.

На следующей же перемене дети все рассказали в соответствующей интерпретации Инне, которая уже училась в другом классе. Девочка приходит домой, сотрясаясь от рыданий, бросается к матери со словами: «Зачем ты на Елену Александровну написала? Теперь она тебя в тюрьму посадит!» Реакция вполне естественная, потому что после потери отца по причине развода перед ней встала перспектива потери матери — единственной опоры. По крайней мере, восьмилетняя девочка субъективно это воспринимала именно так, переживая от страха. Она-то знала, что от бывшей учительницы можно ожидать чего угодно.

— Кричала? Что? Как-то тебя называла?

— Хулиган, как-то еще, но я не помню.

— Расскажи, а правда ли, что

Елена Александровна выставляла Инну перед всем классом и ругала? Было такое?

— Да. Ругала за черную пасту, заставила собрать вещи и вывела из класса со словами: «Такая бессовестная мне не нужна. Иди в другой класс. Видеть тебя не могу!»

Елена Александровна после того, как выгнала Инну?

— Она ее подтолкнула к дверям, а сама вернулась в класс. Мы потом видели, что Инна плакала, она ждала целый урок. У нас был урок математики, а потом урок труда.

— Я вот что-то не поняла из рассказа твоих одноклассников, действительно

Елена Александровна зачитала письмо мамы Инны классу?

— А что она вам сказала?

— Сказала, что тот, кто писал это письмо, еще ответит. Мы обращаемся к маме мальчика:

— Вы что-то хотели сказать, может, добавить?

— Да. В беседе с бабушкой после уроков

Елена Александровна сказала : «Если Ваня что-то делает не так, я разрешаю мальчикам из класса его побить». Из-за плохого поведения, видимо. Мы у нее учимся только с этого учебного года. Она заявила бабушке, что его надо наказывать ремнем.

Мама считает, что сын боится Е. А., сам мальчик это подтвердил.

Выдержка из разговора с Женей о событии годовалой давности, но раны от которого еще не затянулись.

— . Ребята нам сказали, что

Елена Александровна вывела тебя за ухо в коридор. Действительно так и было?

—Да. — Мальчик при этом меняется в лице. В его глазах — слезы.

— Что произошло в коридоре?

Елена Александровна ударила меня рукой по голове.

— Тебе было больно?

— Дети нам сказали, что ты заплакал.

— Куда ты пошел потом?

— Покажи, как ударила

— Она схватила меня за челку и ударила головой об стену (показы– вает).

— У меня на затылке была шишка.

— А Антона так же ударила?

— Ты маме сказал об этом?

—Да. Мама спросила, откуда у меня шишка. Я сказал, что ударила учительница.

— Мама подходила к учителю?

— Что вы можете сказать по поводу перевода вашей внучки в другой класс?

— В первый же день знакомства сентября — учительница сказала Маше: «Ты останешься на второй год со своими знаниями». Маша сразу заплакала. Внучка не ходила в детский сад и к школе не была подготовлена. Это и не понравилось учителю. А 2 или 3 сентября я сам встретился с учительницей и в присутствии внучки она сказала то же самое. Внучка не хотела после этого ходить в школу, стала получать одни двойки и тройки, даже если знала материал, все равно получала двойки.

— Все мне советовали перевести ее в другую школу. Маша в течение сентября каждый день плакала, в школу ходила с большим нежеланием. Учительница давила на нее. В третьей четверти

Елена Александровна вызвала меня и заявила: «Маша вообще не пойдет во второй класс, ей место в «Ш» классе». После этих слов меня заставили написать заявление о переводе. Внучка не хотела учиться у Елены Александровны. Сейчас Маша учится на 4 и 5, ходит в школу с удовольствием, а

Елена Александровна только орала на мою внучку. Мое мнение такое — ее вообще к детям допускать нельзя.

— Алеша, как тебе жилось в первом классе?

Непосредственная детская улыбка сменилась мимическим выражением горя, образовав складку между бровями и сопровождаясь глубоким вздохом. Мы сначала подумали, что он не будет с нами говорить, замкнется, как это бывало уже раньше, если его спрашивали о маме. Но он ответил:

Тут его толкает в бок бабушка и говорит:

— Говори, ну что ты боишься! Скажи, как было, не бойся!

— С силой дергала за волосы, когда не слушался.

— Обижала. Кричала на меня.

— Из-за поведения, оценки. Про некоторых ребят говорила, что они ничего не соображают, что у них не все с головой в порядке, называла дураками. Она заставила Марка (сейчас он учится в другой школе) удариться головой об стену три раза, сказала: «Бейся об стену», и он ударился. И тут его как прорвало, мы уже не могли остановить, но о себе он предпочитал пока молчать.

— У девочки, не помню, как зовут, все скинула с парты: ручки, учебпики. Тоже таскала за волосы, некоторых ребят таскала за ухо. Когда я забыл краски,

Елена Александровна взяла меня и Павлика за ухо и вывела в коридор, потом, через некоторое время, впустила.

— Тебе было обидно?

— Да, поэтому я не рассказывал дома.

— Ты боялся Елену Александровну?

— Когда — да, а когда и нет.

— А новую учительницу боишься?

— Как тебе сейчас в новом классе?

— Намного лучше, нравится учиться.

— Тебе кого-нибудь жалко из тех, кто остался учиться в классе у Елены Александровны?

— Сережу, его иногда обижала учительница и одноклассники.

Елена Александровна тоже таскала его за волосы. Один раз обозвала козлом: «Тебя не зря так назвали, ты такой и есть» (речь шла о Сереже Козлове).

Как говорится, нет худа без добра. Этим детям — Маше и Алеше очень крупно повезло с новой учительницей, пожалуй, единственной в этой школе, кому можно доверить своего ребенка. Ее отношение к детям, порой очень трудным в поведенческом и учебном плане (ведь там были дети и с «задержкой»), вызывало глубокое уважение. Вокруг нее всегда были дети, на перемене к ней было не пробиться. Если бы они с самого начала попали к ней, то многих рубцов удалось бы избежать. Мы не можем воспроизвести материалы интервью в полном объеме, но дети подтвердили все факты насилия, которые имели место в отношении Инны, Кати, Сережи, Жени и многих других детей.

Для нас также было важно определить: кто перед нами? как давно она перешла черту дозволенного? что это — система и стиль работы, хорошо осознаваемые насильником, или периодические срывы плохо контролируемого аффекта? Чем больше мы общались с жертвами, тем более убеждались, что это не ситуационно обусловленная агрессия, а образ жизни. Поэтому ни на какое раскаяние с ее стороны рассчитывать не приходилось.

Один из ее бывших детей, а ныне — учащийся 9-го класса, к сожалению, уже девиантный подросток, сказал о ней: «. Да она не одну линейку о мою голову сломала. » Прошло столько времени, а это запечатлелось в памяти, поскольку было слишком травматичным.

Родители жертв и мы были просто обескуражены цинизмом взрослых. Но на этом «наступление» Елены Александровны не закончилось. Теперь давление стали оказывать на мать Инны. Начались звонки с просьбой «встретиться и поговорить». Мы запретили маме встречаться с ней или с кем-либо от нее как при свидетелях, так и разговаривать по телефону, поскольку теперь уже знали, с кем имеем дело. Директора тоже предупредили: если это не прекратится, то мы обратимся в прокуратуру. После этого давление стали оказывать по-другому.

Учительница, в классе которой теперь училась Инна, стала говорить «ненавязчиво» маме, что «она не должна так поступать с Еленой Александровной и т. д.». И в качестве подтверждения убедительности ее слов у Инны опять появились двойки. Нет, ее не били, не унижали, но и не поддерживали, не помогали, холодно демонстрируя дистанцию как напоминание о причинах ее перевода. Учитывая, что класс, в котором она раньше училась, серьезно отставал в программе, то мотивировать плохие оценки не составляло труда. Все объективно, ни к чему не придерешься. Инна опять оказалась заложницей, и ее состояние в таких условиях не могло улучшиться. Снова встал и требовал срочного решения вопрос о переводе в другую школу.

И последнее. Спустя несколько месяцев приходит к нам мама на консультацию с сыном из той же школы. И опять я слышу о том же самом — хватание за волосы и за ухо, подзатыльники, публичные оскорбления и пр., — как говорится, до боли знакомый почерк. Спрашиваю имя и фамилию учителя — не совпадает.

Звоню завучу в школу и говорю: «Кто сейчас работает на замене во втором классе?» Называют педагога. Я рассказываю о том, что происходит. И мне сообщают, что замещает больного педагога воспитатель группы продленного дня, учитель начальных классов, пенсионерка, которая, самое интересное, приходится матерью Елене Александровне. Вот теперь все стало понятно. Выходит, что Е. А. — сама жертва?! Вот уж действительно — все идет из семьи.

А ведь старшая дочь Е. А. пошла по ее стопам: учится в педагогическом училище, продолжая семейные традиции, собирается стать учителем начальных классов.

Источники:

ksng.ru , questionsmoms.ru , usaloadsuperior.fo.ru , softzonemart.fo.ru , www.vetkaivi.ru ,

Следующие статьи:






Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением

Сумма цифр: код подтверждения


Вас может заинтересовать

Популярное