Как написать заявление 6 класс русский язык
Конспект урока русского языка в 6-м классе по теме: "Официально-деловой стиль. Заявление"
Цели и задачи:
- дать понятие об официально-деловом стиле речи;
- помочь учащимся овладеть навыками оформления заявления;
- учить учащихся находить речевые штампы, клише в тексте деловой бумаги – заявления;
- редактировать тексты в соответствии с требованиями к жанру деловой бумаги;
- самостоятельно делать выводы и аргументировать свои ответы.
Виды работы:
- Работа с текстами.
- Индивидуальная работа учащихся (по карточкам).
- Самостоятельная работа (написание заявления).
Оформление:
- На доске записана тема урока, основные черты официально-делового стиля речи.
- Схема “Стили речи”.
Дидактический материал.
- Тексты для работы.
- Карточки с индивидуальными заданиями.
Вы уже знакомы со стилями речи. Вспомните, какие стили существуют? Где чаще всего встречается каждый из стилей?
Поможет вам в этом схема, расположенная на доске.
- Научный
- Официально – деловой
- Публицистический
Сегодня мы будем говорить о стиле, который получил название официально-деловой. Слово “деловой” означает “относящийся к делу, связанный с делом, работой, службой, предприятием, учреждением”.
Данный стиль речи отличается от всех других стилей речи лексическими, морфологическими и синтаксическими особенностями и определёнными оборотами речи, удобными для ведения деловых бумаг.
Основная функция официально-делового стиля речи – официальное сообщение, точная передача информации.
Познакомимся с основными чертами официально-делового стиля речи:
- точность;
- краткость;
- сжатость;
- использование готовых, уже утвердившихся словесных формул;
- безличность;
- неэмоциональность изложения.
Официально-деловой стиль используется в официальной переписке граждан с учреждениями, а также учреждений друг с другом, для составления государственных документов (указов, законов, уставов) и деловых бумаг (заявлений, справок, протоколов, автобиографий и т.д.). Для официально-делового стиля важна предельная точность изложения, которая исключала бы разное толкование. В текстах официально-делового стиля используются специальные (юридические, дипломатические и т.д.) слова, стандартные обороты речи, например: в соответствии с постановлением, за указанный период, принимая во внимание, обязан выполнить.
Прочитайте слова, какие из них преимущественно употребляются в официально-деловом стиле? Что они обозначают?
Удостоверять, взимать, лес, утро, нижеизложенный, красота, протокол, расследование, луг, инструкция, дирекция, травушка, резолюция, стихотворение, уведомление, учебник, аннулировать, солнце, конфискация.
3. Понятие о заявлении и о способе оформления данного документа.
Существует ряд документов официально-делового стиля, которые оформляются по особым стандартам. С одним из таких документов мы и познакомимся.
Заявление – официальное сообщение в устной или письменной речи, письменная просьба о чём-нибудь.
Заявление как официальный документ адресуется организации, предприятию или должностному лицу (например, заявление об освобождении от занятий в школе, о предоставлении путёвки в спортивный лагерь, о принятии на учёбу в школу).
Заявление включает:
- Наименование адресата, которому направляется заявление (название учреждения или должностного лица с указанием фамилии, имени, отчества. Эта часть заявления располагается по правой стороне листа).
- Фамилию, имя, отчество и должность заявителя, которые пишутся в родительном падеже без предлога (эта часть тоже располагается по правой стороне листа).
- Наименование документа (пишется с маленькой буквы посередине строки; после слова “заявление” ставится точка.
- Текст просьбы пишется с красной строки.
- Подпись заявителя (пишется внизу справа).
- Дата (ставится слева под текстом ниже подписи).
Директору средней школы № 14
г. Москвы Иванову И. И.
ученицы 6 класса
Прошу освободить меня от учебных занятий на 2 дня (с 8 по 9 февраля) для участия в соревнованиях по лыжным гонкам на первенство города.
4. Задания и упражнения для закрепления навыков написания заявления.
А) Оформите, поставив имена и фамилии в нужном падеже, вступительную часть заявления.
Ирина Мищенко, Иван Остапенко, Михаил Седых, Анна Садко, Елена Терещенко, Мария Петрова.
2. От кого подано:
Ольга Анисимова, Валентин Черных, Юрий Грабарь, Нина Николаева, Геннадий Солдатов.
Б) Отредактируйте текст, чтобы он стал заявлением, написанным по требованиям к этому документу.
Товарищ директор, к вам обращаюсь я, учитель художественной школы Игнатов Р.П. По такому вот вопросу.
Уважаемая, очень прошу вас освободить меня на время от работы в художественных кружках, которые проходят после обеда. Я прохожу лечение в поликлинике, справку потом принесу. Прошу вас не откажите в моей просьбе. Подписался сам лично Игнатов Р.П.
23 ноября 2004 год.
В) Прочитайте тексты заявлений. Чем они отличаются друг от друга? Выпишите слова и словосочетания, повторяющиеся в каждом заявлении, характерные для официально – делового стиля. Исправьте замеченные ошибки.
средней школы Тихвинского района
ученика 9 класса Титова Фёдора
Ввиду болезни отца прошу разрешить мне уехать на неделю домой.
14 марта 2005 г. Титов.
Заведующему теплицей “Рассвет”
Рябовского района Нижегородской области
Ушаковой Веры Петровны,
проживающей по адресу:
ул. Светлая, д. 15
Прошу принять меня разнорабочей в вашу тепличку. Я окончила техникум, работать смогу.
13 июля 2004 год.
Г) Прочитайте текст. Сформулируйте устно просьбу, изложенную в тексте. Каких реквизитов не хватает в этом заявлении для того, чтобы оно стало документом? Отредактируйте текст заявления.
Прошу Вас принять временно на работу разносчиком телеграмм. С 23 марта по 14 мая 2004 года.
Прошу не отказывать в моей просьбе. Я буду очень стараться
Напишите заявление с просьбой: (на выбор)
- разрешить вам на каникулы уйти пораньше;
- принять вас на временную работу;
- разрешить вам организовать для учащихся младших классов кружок “ Мои домашние животные”;
- принять вас в учебное заведение;
- разрешить вам концерт художественной самодеятельности;
- разрешить вам перейти в другой класс.
Как написать заявление 6 класс русский язык
УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ.
1. Прочитайте текст и скажите, каковы особенности деловых бумаг. Какие требования предъявляются к их оформлению?
Каждый человек должен уметь составить и написать заявление, доверенность, автобиографию, протокол, характеристику, план работы, правильно заполнить анкету, составить текст телеграммы, приглашения и т. п. Для всех этих деловых бумаг присущи ясность, точность, компактность, предельная сжатость изложения.
В деловой переписке широко используются термины, отымённые предлоги (ввиду, в связи, в целях, вследствие ипр.), отглагольные существительные (разрешение, согласование), глагольные сочетания (произвести оплату, оказать поддержку, принять участие).
Деловой речи свойствен преимущественно прямой порядок cлов. Ей присущи причастные и деепричастные обороты; страдательные конструкции; безличные предложения; конструкции, осложнённые обособленными приложениями, однородными членами и вводными словами.
Деловая речь отличается пояснительным характером изложения, слабой индивидуализацией стиля пишущего, полным отсутствием художественно-изобразительных средств. Лаконичность деловой речи достигается компактностью слов, использованием специальных форм деловых бумаг.
Чтобы правильно оформить разнообразные деловые документы, нужно учитывать особенности официально-делового стиля речи, соблюдать основные требования, предъявляемые к любому документу, а именно:
1) составлять документы в соответствии с принятыми в данном обществе формами деловых бумаг;
2) соблюдать нормы литературного языка, использовать языковые средства, свойственные деловой речи; избегать двусмысленности и многословия;
3) добиваться логической завершённости, чёткости выражений, точности и лаконичности изложения, полноты и убедительности обоснований;
4) следить за правильным расположением материала в документе (слева оставлять поля для подшивки бумаг; не отрывать инициалы от фамилии, перенося её на другую строку, и др.);
5) правильно употреблять знаки препинания, единообразно писать различные знаки и числовые обозначения.
2. Вспомните, как составляются заявления. Когда и по поводу чего они пишутся? Назовите компоненты, составляющие заявление. Ознакомьтесь с текстами приведённых заявлений и скажите, какое из них простое, а какое — сложное. Чем они различаются? Ответ обоснуйте.
1. Директору СШ №19 г. Севастополя
Герасиной Нелли Ивановне
ученицы 11-го класса Голдиной Марины,
проживающей по ул. Бажова, 3, кв. 125,
Прошу зачислить меня в 11-й класс школы №19 в связи с переездом семьи на постоянное местожительство в данный район.
Необходимые документы прилагаю.
15 апреля 2002 года (подпись) Голдина М.
университета им. М. П. Драгоманова
Боярского Дмитрия Петровича,
проживающего по адресу: г. Яготин,
Киевской области, ул. Шевченко, 13, кв. 20,
Прошу допустить меня к вступительным экзаменам на филологический факультет по специальности «Иностранный язык». В 2002 году я закончил 11-й класс СШ №4 г. Яготина.
К заявлению прилагаю: 1) автобиографию; 2) свидетельство об образовании за №17156 от 25 июня 2002 года, выданное СШ №4 г.
6 июля 2002 года (подпись) Боярский Д. П.
3. Прочитайте текст и скажите, что нового вы узнали об оформлении заявления.
Довольно часто возникают споры о том, как следует писать в заявлении: Захаровой М. И. или от Захаровой М. И. И в этом споре нет правых. Обычно авторы пособий по деловой речи предпочитают первую, более традиционную форму, без предлога. Но допускается и форма с предлогом. Полагают, что применение предлога соответствует обычной грамматической связи: заявление кому от кого.
В отношении стилистическом представляет некоторое неудобство применение традиционной формы в тех случаях, когда рядом оказываются две фамилии и обе в родительном падеже: Начальнику цеха Сидоровой А. С. Захаровой М. И. заявление. Но с точки зрения правил составления деловых бумаг и грамматики это абсолютно правильно. Однако не будет ошибкой и преодоление стилистического неудобства: Начальнику цеха Сидоровой А. С. от Захаровой М. И. заявление.
Но есть здесь еще один предмет для спора: как следует писать слово заявление — со строчной буквы или с прописной? На этот вопрос тоже нельзя ответить однозначно.
Если исходить из грамматики — из того, что вся начальная часть документа представляет собой одно предложение, то справедливо ответить: слово заявление следует писать со строчной буквы. Но если обратить внимание не только на грамматическую сторону, а ещё и на зрительную форму документа, то слово заявление оказывается заголовком. Ведь его обычно пишут в центре строки, отдельно, после имени автора заявления, которое всегда пишется справа (иногда с дополнительными сведениями). А если слово заявление — заголовок, то его можно написать и с прописной буквы. И это не будет ошибкой.
(Из книги «Беседы о русском слове».)
4. Составьте самостоятельно заявление: 1) директору школы об освобождении от занятий в связи с какой-либо причиной (причину указать); 2) начальнику органа внутренних дел с просьбой выдать паспорт. Соблюдайте требования, предъявляемые к оформлению этого вида документа.
5. Вы, наверное, уже определили для себя, куда будете поступать после окончания школы. Выясните, какие документы необходимо сдавать при поступлении в это учебное заведение. Напишите мотивированное (сложное) заявление с просьбой допустить вас к вступительным экзаменам.
6. Прочитайте и скажите, что такое доверенность и в каких случаях она составляется. Каковы особенности оформления этого вида документа?
Доверенность — это документ, дающий кому-нибудь право (полномочия) действовать от имени лица, выдавшего доверенность. Она выдаётся одним лицом или учреждением другому лицу, которому доверяется ведение какого-либо дела, получение ценных предметов, денежных средств и т. п. В доверенности фигурируют два лица: доверитель (лицо, доверяющее что-либо) и доверенное лицо (тот, кому доверяется что-либо, кому выдана доверенность).
Доверенности бывают служебные (когда доверяет организация) и личные; одноразовые и на длительный срок.
Составляется доверенность обычно по следующей форме: 1) наименование документа; 2) фамилия, имя, отчество (иногда должность) доверителя; 3) фамилия, имя и отчество (иногда должность) доверенного лица; 4) содержание доверенности (что конкретно доверяется); сумма пишется цифрами и в скобках прописью; 5) подпись доверителя; 6) дата выдачи доверенности; 7) наименование должности и подпись лица, удостоверяющего подпись доверителя; 8) дата удостоверения подписи и печать.
При получении особо ценных вещей, оборудования и т. п. указывают адрес и некоторые данные паспорта получателя (серия, номер, когда и кем выдан).
7. Ознакомьтесь с образцом доверенности. Определите, отвечает ли она требованиям, о которых вы узнали из предыдущего упражнения.
Я, Львов Михаил Романович, учащийся 11-го класса СШ №114 г. Киева, доверяю учащемуся 11-го класса Власову Александру Ивановичу получить причитающийся мне гонорар за публикацию стихов в сборнике «Творчество юных» в сумме . (сумма прописью) гривень.
12 апреля 2002 года (подпись) Львов М. Р.
Подпись Львова М. Р. удостоверяю
(печать) Директор школы (подпись) Ветров А. И.
8. I. Составьте документ, в котором 1) вы доверяете кому-нибудь из одноклассников получить деньги, заработанные вами во время летних каникул; 2) администрация школы доверяет вам получить в пункте кинопроката учебные фильмы. Соблюдайте правила оформления этого вида документа.
II. Ответьте, будет ли считаться действительным документ, в котором не указана дата и отсутствует подпись доверителя. Какое, по-вашему мнению, значение имеет удостоверение подписи?
1. Вспомните, что такое автобиография. Когда и по поводу чего она пишется? Прочитайте текст и скажите, в чём состоит сходство автобиографии и биографии. Каковы особенности построения деловой автобиографии и какие реквизиты она включает?
Слово автобиография греческого происхождения и состоит из трёх частей autos, bios, grapho. В современном русском литературном языке употребляется в значении «описание своей жизни». Различают две разновидности автобиографии: автобиография — официальный документ и автобиография — литературное произведение.
В автобиографии — официальном документе человек описывает свою жизнь и деятельность. Она составляется и подаётся обычно при поступлении в учебное заведение или на работу. Форма деловой автобиографии включает, как правило, следующие элементы: 1) наименование документа; 2) текст автобиографии; 3) дата написания; 4) подпись составителя.
В тексте автобиографии указываются: 1) фамилия, имя, отчество того, кто составляет автобиографию; 2) основные факты из жизни: дата и место рождения, сведения об образовании, трудовой и общественной деятельности, награды (поощрения); 3) краткие сведения о составе семьи (где и кем работают или учатся члены семьи); 4) домашний адрес.
Пишется этот документ произвольно, от имени первого лица. При этом не следует злоупотреблять местоимением я основное внимание должен уделить фактам, не прибегая к рассуждениям по поводу отдельных жизненных ситуаций, описаний событий.
Все сведения в автобиографии располагаются в хронологическом порядке, чтобы можно было представить жизненный путь, деловую квалификацию и общественную активность человека.
2. Прочитайте автобиографию. Скажите, отвечает ли она по форме требованиям, предъявляемым к такому документу (см. материал предыдущего упражнения). Чем определяется последовательное расположение материала в автобиографии? С помощью каких средств достигается точность, сухость и официальность изложения?
Я, Короленко Вера Владимировна, родилась 3 августа 1983 года в г. Киеве в семье служащего.
В 1992 году поступила в первый класс средней школы № 4 г. Киева, которую окончила с отличием в 2002 году.
Во время учёбы в школе избиралась старостой класса, принимала участие в художественной самодеятельности, в школьных, районных и городских олимпиадах по разным предметам; имею грамоты.
Отец, Короленко Владимир Петрович, работает преподавателем в Национальном педагогическом университете им. М. П. Драгоманова.
Мать, Короленко Ольга Ивановна, работает учителем русского языка и литературы средней школы № 62 г. Киева.
Сестра, Короленко Екатерина Владимировна, учится в шестом классе средней школы № 4 г. Киева.
Домашний адрес: г. Киев, ул. П. Запорожца, 14, кв. 17.
10 июня 2002 г. Подпись Короленко В. В.
3. Прочитайте ученическую автобиографию. Какие ошибки в содержании, построении и языковом оформлении допущены? Отредактируйте текст документа и запишите его в исправленном виде.
Я, Степанченко Саша, родился в 1986 году в небольшой деревеньке Остролучье, которая находится в 7 км от пгт Барышевки.
Мой отец, Степанченко Алексей Сергеевич, тракторист МТС.
Моя мать, Степанченко Наталья Григорьевна, библиотекарша сельской библиотеки.
В 1993 году я поступил в первый класс Барышевской средней школы № 2, куда мне приходится добираться на попутных машинах каждое утро и по сей день, так как через нашу деревню не ходят рейсовые автобусы.
Наша семья состоит из восьми человек. Кроме меня, в нашей семье есть ещё четверо детей — два мальчика и две девочки. Свете — четыре года, Сереженьке — 6 лет. Люся и Коля учатся в той же школе, где учусь и я. Ещё с нами живёт мамина мама.
В октябре 1995 года я поступил в музыкальную школу, где учусь играть на баяне.
Самое любимое мое занятие — спорт. Несколько лет я занимал второе место на областных соревнованиях по лёгкой атлетике.
В данный момент я учусь в десятом классе.
12 мая 2002 г. Подпись Степанченко А.
4. Напишите свою биографию в форме официального документа. Не забывайте о предъявляемых к нему требованиях.
5. Вспомните, что такое расписка. В каких случаях она выдаётся и каково её назначение? Как пишутся в расписке числительные? Почему? Из каких элементов состоит этот документ? Сверьте свои суждения с приведённым материалом.
Расписка — это официальный документ, в котором составитель подтверждает факт получения чего-либо (денег, документов, ценных вещей и т.
Расписка имеет определённую форму, состоящую из следующих элементов: 1) наименование документа; 2) фамилия, имя, отчество, должность лица, дающего расписку; 3) наименование учреждения, предприятия (или лица), от которого получено что-либо; 4) наименование полученного с указанием количества и суммы (количество и сумма пишутся сначала цифрами, потом в скобках прописью); 5) дата составления расписки; подпись того, кто получает ценности.
6. Напишите расписку, представив одну из ситуаций: 1) вы получаете книги в библиотеке школы для организации выставки во время проведения какого-нибудь классного мероприятия; 2) вы должны за деньги, полученные от председателя родительского комитета, приобрести канцелярские принадлежности; 3) вы берёте у учителя музыки какой-нибудь музыкальный инструмент для проведения репетиций. Соблюдайте требования к правильному оформлению документа.
Н.А. Пашковская, В.А. Корсаков, Русский язык, 10-11 класс
Отослано читателями из интернет-сайтов
Электронные издания бесплатно, скачать рефераты по русскому языку, помощь учителям и ученикам в подготовке к урокам, задания и ответы по русскому языку 10 класс
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.
Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.
Урок развития речи "Оформление деловых бумаг (заявление)"
Тема: Оформление деловых бумаг ( заявление).
1. Познакомить с нормами и правилами оформления деловой бумаги – заявления. Закрепить теоретические знания об официально-деловом стиле речи.
1. Сформировать умение оформлять заявление в соответствии с его структурой и формой; развивать навыки редактирования заявления; обогащение словарного запаса учащихся.
2. Воспитывать культуру деловой письменной речи, аккуратность выполнения работ; социально адаптировать к современной жизни посредством материала урока.
1. Формировать активность восприятия нового материала.
2. Формировать полноту словесного ответа, умение работать с планом.
3. Формировать навыки самоконтроля и рефлексии.
4. Формировать коммуникативную функцию речи.
5. Расширять активный словарь.
Оборудование: 1. Информационные листы для учащихся.
2. Бланки с недооформленными заявлениями.
3. Бланки чистые.
4. Копии заявлений на паспорт.
5. Стенд «Официально-деловой стиль».
6. Стенд «Деловые бумаги»
7. Образец правильного заявления на доске.
I. Организационный момент.
Учитель: - Сядет тот, кто занимает должность ответственного за ключ, учёбу и журнал.
- Сядет тот, кто занимает должность ответственного за дежурство по классу, этажу, за состояние цветов в классе.
- Сядет тот, кто занимает должность ответственного за состояние мебели в классе.
- Я не случайно провела такой орг. момент. На каких словах я делала логическое ударение?
- Для какого стиля речи характерна такая лексика?
- Отсюда следуют тема и цели занятия. Сегодня у нас необычный деловой урок, поэтому и работать вы будете не в тетрадях, как обычно, а с информационными листами. Рассмотрите их, пожалуйста.
Тема: Оформление деловой бумаги.
1) повторить знания об официально-деловом стиле речи;
2) научиться оформлять деловую бумагу.
Учитель: - Какую, вы узнаете позже. Цели урока понятны?
II. Проверка домашнего задания.
Учитель : -_ К этому уроку вам нужно было подготовить сообщения об истории возникновении официально-деловой речи и повторить особенности официально-делового стиля. Давайте внимательно послушаем, какие сведения нашли наши ребята об истории деловой речи.
Ученик 1. : Зарождение русской официально-деловой речи начинается с 10 века, в эпоху Киевской Руси. Связано это с оформлением договоров между Киевом и Византией. Важнейший памятник древнерусского права – «Русская правда» - сборник законов.
Ученик 2 : В 16 веке в Московской Руси было два книжных языка: церковнославянский и деловой язык приказов, учреждений. К 18 веку приказный язык становится общим языком письменности, из которого потом сформировался современный русский литературный язык.
Учитель : На магнитной доске у нас перечислены особенности официально-делового стиля. Все ли здесь верно? Уберите лишнее. (Один ученик выходит к доске, исправляет и читает получившуюся характеристику стиля).
/ Официально-деловой стиль употребляется с целью сообщения деловой информации, применяется в документах, имеет свои стилевые черты: точность, специальные слова, строгую форму, речевые штампы, слова в прямом значении./ (См. Приложение 2)
Учитель: Верно, официально-деловой стиль царит в деловых бумагах. А с какими из деловых бумаг вы сталкивались в жизни? ( По ходу ответов заполняется стенд «Деловые бумаги») (объявление, справка, устав школы, приказ, инструкция, деловое письмо, характеристика, доверенность, расписка, объяснительная записка, автобиография). (См. Приложение 3)
Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним документом. А вот с каким? Это вы узнаете из сценки.
Действующие лица: 2 ученика, ученица, соц. педагог.
1 ученик: Привет, Саш!
1 ученик: Чего невесёлый?
2 ученик: Да вот решил в библиотеку записаться, а там требуют какое-то заявление. И что это такое?
1 ученик: У меня та же беда. Решил в спортивную секцию ходить. Не принимают! Говорят: «Напиши заявление». А как его писать?
2 ученик: Вот Ира идёт. Она отличница, всё знает.
Ученица: Привет, ребята! Представляете, всю жизнь мечтала танцевать, а в кружок без заявления не берут. Иду паспорт получать, заодно узнаю, что это за заявление.
Мальчики: Мы с тобой.
( Входят к соц. педагогу. Здороваются)
Соц. педагог: А, Ирина пришла паспорт получать. Садись, пиши заявление.
Соц. педагог: А что вас так удивляет?
1 ученик: Да везде требуют это заявление. А что это такое и как его писать?
Соц. педагог: А ты, Саша, напиши, как понимаешь. ( ученик пишет).
2. Беседа по содержанию сценки.
- К какому стилю речи можно отнести беседу героев?
- Какое слово в их разговоре относится к официально-деловому стилю?
Итак, тема нашего урока: «Оформление деловой бумаги - заявления».
Допишите в ваших листах слово заявление. ( Учитель тоже дописывает на доске)
- Для того чтобы научиться оформлять заявление, нужно чётко знать, что обозначает это понятие. Какая книга может нам помочь в этом? Прочитайте, как объясняется в толковом словаре значение слова заявление.
«Заявление – 1. Официальное сообщение в устной и письменной форме.
2. Письменная просьба о чём-нибудь. ( Написать заявление об отпуске.)»
- Подберите однокоренной глагол в н. ф. к слову заявление. (заявлять, заявить).
- Подберите теперь однокоренное сущ., обозначающее лицо, автора заявления. ( заявитель)
- Докажите, что эти слова однокоренные, выделите корни.
- Как мы назовём человека, которому пишем? (адресат).
/ Все слова постепенно записываются учениками в листах, а учителем на доске/.
- Вот, ребята, мы записали опорные слова, без которых нельзя приступать к составлению заявления. Теперь, когда мы выяснили значение этих слов, можно приступить к следующему этапу. Какие же бывают заявления и где вам может пригодиться знание о них, расскажет соц. педагог.
4. Сообщение соц. педагога.
- Для того чтобы правильно оформить документ, необходимо знать его структуру и форму: что писать, как, где? Рассмотрите внимательно таблицу под номером 3 «Структура деловой бумаги – заявления». Обратите внимание, здесь две графы. В первой графе перечисляется что указывается в документе, а во второй – где и как это записывается. На доске представлен образец обычного заявления. Вы читаете записи в таблице и находите соответствие на доске.
- Итак, в заявлении указываются: ( Ученики читают структуру заявления по пунктам, находят соответствие в образце документа на доске)
1) адресат ( пишется с прописной буквы, располагается в верхнем правом углу);
2) заявитель (должность, инициалы, фамилия; пишется в Р. п. без предлога от; тоже в правом углу, под адресатом);
3) наименование документа ( пишется посередине строки с маленькой буквы; после ставится точка);
4) содержание заявления (с красной строки);
5) подпись заявителя ( пишется внизу справа);
6) дата ( пишется слева внизу).
ученика 7 «А» класса школы - интерната
Прошу зачислить меня в секцию плавания.
- Представьте себе такую ситуацию: вы получили паспорт, а потом по какой-то причине потеряли его. Что будете делать? / нужно обратиться в милицию или в паспортно-визовую службу с заявлением./
- С какой просьбой вы обратитесь к начальнику ПВС?
- Сейчас возьмите бланки заявлений под номером 1. Заполните заявления, вставляя пропущенные сведения.
2. Редактирование заявления из сценки.
Дорогой, милый, самый добрый в мире мой директор библиотеки
пишет Вам ученик 7 «А» класса Саша Петров.
Я серьёзно заявляю, что хочу записаться в библиотеку. Ну пусть меня примут. Я буду больше читать, обещаю Вам. Заранее спасибо.
Будьте здоровы! Саша.
- Какие ошибки Саша допустил в оформлении своего заявления? ( неверно расположены части заявления, наименования документа, даты и подписи нет)
- Какие ошибки допущены в содержании? (лишними являются слова благодарности, пожелания здоровья, излишне употребление эмоциональной лексики)
- Подумайте и составьте правильную форму заявления Саши.
- С оформлением какой деловой бумаги вы познакомились сегодня?
- Я надеюсь, что всё что вы сегодня узнали, всё, чему вы научились, вам обязательно пригодиться в жизни.
- К следующему занятию по развитию речи вы подготовите рассказ о структуре и форме заполнения заявления, а выполните домашнее задание, указанное в рабочих листах. (См.Приложение 4)
YII. Заключительный этап.
Учитель: - В заключении я прошу вас заполнить таблички. Если вам всё было понятно, поставьте!, а если что-то осталось для вас непонятным и у вас есть ещё вопросы по данной теме, поставьте?.
План-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему:
Конспект урока русского языка 6 класс"Деловые бумаги"
УМК Русский язык: 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях под ред. А.Д.Шмелёва. – М.: Вентана-Граф, 2013
УРОК 129. Официально-деловой стиль речи – это книжный стиль, который функционирует в письменной форме. Официально-деловой стиль обслуживает официальную сферу отношений (между государством и населением, между странами, между предприятиями и т.д.). Это очень точный и лаконичный стиль речи.
Тип урока. Урок открытия новых знаний.
Цели как деятельность учеников:
ЛИЧНОСТНЫЕ: осознание социальной, практической и личностной значимости учебного материала, необходимости изучения русского языка, как повышения качества грамотного письма.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: анализировать, перерабатывать и сравнивать информацию (находить общее и отличное, самостоятельно делать выводы и т.д.).
ПРЕДМЕТНЫЕ: знать признаки текста; определять тему, коммуникативную установку, основную мысль текста, ключевые слова, виды связи предложений; анализировать и характеризовать текст с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения, уместности и целесообразности использования грамматических и лексических средств связи; создавать свои собственные тексты.
ОБОРУДОВАНИЕ: учебник, учебные тексты, презентация (MimioStudio)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОЛЬХОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ОЛЬХОВСКОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Методическое объединение учителей русского языка и литературы.
Русский язык и литература.
Разработка урока русского языка на тему " Деловые бумаги: заявление " для 6 класса.
Работу выполнила Красноруженко О.А.,
учитель русского языка
высшей квалификационной категории
контакты: почтовый адрес,403651
Сценарий конспекта урока
Предмет: русский язык Класс: 6
УМК Русский язык: 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях под ред. А.Д.Шмелёва. – М.: Вентана-Граф, 2013
УРОК 129. Официально-деловой стиль речи – это книжный стиль, который функционирует в письменной форме. Официально-деловой стиль обслуживает официальную сферу отношений (между государством и населением, между странами, между предприятиями и т.д.). Это очень точный и лаконичный стиль речи.
Тема: Текст. Деловые бумаги: заявление ( Гл. 6. §.8 )
Тип урока. Урок открытия новых знаний.
Цели как деятельность учеников:
ЛИЧНОСТНЫЕ: осознание социальной, практической и личностной значимости учебного материала, необходимости изучения русского языка, как повышения качества грамотного письма.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: анализировать, перерабатывать и сравнивать информацию (находить общее и отличное, самостоятельно делать выводы и т.д.).
ПРЕДМЕТНЫЕ: знать признаки текста; определять тему, коммуникативную установку, основную мысль текста, ключевые слова, виды связи предложений; анализировать и характеризовать текст с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения, уместности и целесообразности использования грамматических и лексических средств связи; создавать свои собственные тексты.
ОБОРУДОВАНИЕ: учебник, учебные тексты, презентация (MimioStudio)
Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.
Учитель: Я не назову вам тему нашего урока, не расскажу, чему вы должны научиться. Всё это вы мне скажете сами в процессе нашего урока. Итак, начнём.
Психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала. Актуализация знаний, практических и умственных умений.
Учитель: В синонимических рядах слов, представленных на экране, определите, чем отличаются ?:
- глазник – окулист (разговорный, научный)
- врун – лжец - брехун (публицистический, художественный, разговорный )
- нехватка – дефицит (деловой, публицистический)
- развлечение – потеха (публицистический, разговорный, художественный)
Обучающиеся делают вывод: что использование тех или иных слов зависит от речевой ситуации и стиля речи, который используется при данной ситуации.
Учитель: Ребята, что вы можете сказать о теме нашего урока?
Обучающиеся делают вывод: речь пойдёт о стилях речи.
Учитель: Правильно, на нашем уроке мы снова будем говорить о стилях речи. И для начала вспомним всё, что уже известно нам по этой теме.
Работа в группе: У вас на парте лежат карточки с текстами и заданием к этим текстам. Если возникнут трудности с заданием, у вас есть подсказки, которыми вы можете воспользоваться. ( тексты 4 стилей – научный, художественный, разговорный и публицистический).
Задание: прочитайте тексты; определите тип и стиль речи.
Карточка 1 . (Научный стиль)
В древнерусском языке были существительные мужского рода «пешек» (в значении «пешеход» ) и «мельк» (в значении «миг», «мгновение» ). Эти существительные в творительном падеже – «пешком» и «мельком» - перешли в наречия. «Пешком» стало обозначать «на своих ногах», а «мельком» – «на короткое время», «бегло». В обоих наречиях был суффикс –ом. Постепенно существительные «пешек» и «мельк» устарели и вышли из употребления. Наречие «пешком» теперь мы связываем по смыслу с прилагательным «пеший» и выделяем в нём корень пеш- и суффикс -ком, а наречие «мельком» связываем по смыслу с глаголом «мелькать» и выделяем в нём корень мельк- и суффикс -ом.(Из книги В. В. Колесова «Гордый наш язык…»)
Карточка 2 . (Публицистический стиль)
Что значит найти себя?
Карточка 3 . (Художественный стиль)
Карточка 4 . (Разговорный стиль)
Встреча подруг после летнего отдыха.
– Привет. Ну, как у тебя дела? – спросила Лена.
– Здравствуй. Да ничего, вот только вчера приехала, – ответила Женя.
– Как отдохнула? – поинтересовалась Лена.
– Ой, здорово, – пояснила Женя. – На Байкале так красиво! Обалдеть… Ну, а ты как?
– Была у бабушки в Задонске. Столько интересного узнала! А в каких местах я побывала!
– И я туда хочу съездить. Возьмёшь меня в следующем году? – спросила Женя.
– Конечно. Можно и ещё кого-нибудь взять из наших друзей. Бабушка гостям всегда рада. У меня фотки есть. Хочешь посмотреть? – предложила Лена.
– Ещё спрашиваешь, – ответила Женя, и девочки
Ребята, прежде чем я объявлю тему сегодняшнего урока, мне хотелось бы вам рассказать об одном случае. Учебный год подходил к концу. Очень хотелось в отпуск. Зная, что нужно написать соответствующую просьбу, учитель пришла к директору с такой бумагой.
Обучающиеся работают по карточкам, определяют стили речи, аргументируют свои ответы.
Учитель: Все ли стили были представлены в нашей работе? Посмотрите на следующий слайд и скажите текста какого стиля не было в нашей работе?
С помощью пяти пальцев руки вспоминаем названия пяти стилей языка (одного разговорного и четырех книжных). Названия вытаскиваем из-за вопросов и располагаем по пальцам.
Учитель: Ребята, с текстам какого стиля мы сегодня с вами будем работать?
Обучающиеся: С текстами официально-делового стиля.
Урок русского языка. 6 класс. Тема: Характеристика делового стиля
Цель настоящей работы заключается в рассмотрении особенностей разговорного стиля современного русского языка
Он используется при написании документов, деловых бумаг, а также в разных видах делового устного общения. Характерной чертой данного.
Цель: научить слушателей составлять и редактировать тексты служебных документов с учетом требований официально-делового стиля современного.
Цель: совершенствование у учащихся компетенций делового общения и оформления деловых бумаг, способствующих эффективности социального.
Функциональные различия официально-делового стиля русского и английского языков и проблемы перевода
Ключевые слова: консервативный вариант литературного языка, договоры, грамоты, экстралингвистические факторы, стандартизованность.
Оборудование: раздаточный материал, карточки; слайды; конверты, словарные слова, опорные слова
Сент-Экзюпери, надо «передумывать заново». Это касалось как концептуальных решений о смысле преподавания русского языка на профильном.
Оборудование: презентация «Деловые бумаги», раздаточный материал (образцы документов для редактирования, листы самооценки)
Цели урока: раскрыть значение письма как средства общения людей на расстоянии; познакомить учащихся с жанром письма
Источники:
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai , edufuture.biz , pandia.ru , nsportal.ru , filling-form.ru ,Следующие статьи:
Комментариев пока нет!
Поделитесь своим мнением